Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Как могут физические упражнения повысить устойчивость организма к воздействиям окружающей среды? Именно потому, что сами упражнения являются ее факторами. Но в отличие от других факторов ими можно воздействовать целенаправленно, дозировано, целительно.
Здоровье и долголетие в большой степени зависит от общего состояния организма в момент завершения биологического созревания. Именно в этот период организм наиболее защищен и дееспособен. Потенциальные возможности человека выражены в наибольшей степени. Подобного состояния организм самостоятельно, без специально организованных мероприятий, не будет больше иметь никогда. Далее, на более-менее длительный срок, наступает период стабилизации функций, затем фаза старения. Правильно организованные физические упражнения оздоровительной направленности призваны увеличить длительность периода стабилизации. Они способствуют сохранению жизненно-важных констант внутренней среды организма на достигнутом к двадцати пяти годам уровне емкости. С этой позиции нужно признать методики развития функциональных систем организма для лиц среднего и пожилого возраста ошибочными. Избыточная стимуляция этих систем скорее способствует наступлению старения, чем отодвигает его. Основным критерием при разработке оздоровительных программ для среднего возраста должен быть объем работы. Он должен составлять от пятидесяти до тридцати процентов от того, что позволял себе человек до двадцати пяти лет. Интенсивность нагрузки должна быть такой, чтобы на следующий день наступило полное восстановление. Уставать от оздоровительных тренировок недопустимо не только в зрелом возрасте, но и в любом. Очевидно, что чем больше емкость систем гомеостаза, тем лучше защищен организм. Но существует некая тонкость. Например ударный объем сердца может под воздействием тренировок значительно увеличиться за относительно короткое время, а можно постепенно увеличивать его на протяжении полутора десятков лет. Второй вариант много выгодней в силу того, что и изменения происходящие в нашем организме основаны на образовании условных рефлексов. А изменения биохимического состава крови для обретения стабильности требуют как постепенности, так и продолжительности. Сама же стабильность возможна при значительном направленном изменении всех систем и органов. Еще больше времени нужно для изменений в регуляторном аппарате. Итак, целенаправленное развитие сердечно-сосудистой, дыхательной систем и скелетной мускулатуры повышает емкость гомеостатических систем, что способствует высокой стрессоустойчивости организма, проявляющейся в крепком здоровье и долголетии. Одиннадцатилетний период пребывания ребенка в школе просто необходимо использовать для развития и укрепления потребности в высокой двигательной активности оздоровительной направленности. Причем столь длительный период исключает необходимость форсированного развития физических качеств. Наоборот, улучшение общего состояния организма будет служить сигналом о необходимости увеличения нагрузки для дальнейшего развития тех или иных функций организма.
Как могут выглядеть модельные характеристики среднестатистического двадцатипятилетнего человека, постоянно занимающегося физической культурой с момента поступления в школу?
За основу возьмем его результаты в беге: тринадцать секунд ровно в беге на сто метров отражает его скоростные возможности. В беге на две тысячи метров он имеет шесть минут двадцать секунд, то есть хорошо развиты сердечно-сосудистая и дыхательная системы. В беге на тысячу метров результат две минуты, пятьдесят три секунды - показатель максимального потребления кислорода высок. И вот на этой базе, не развивая свои анаэробные способности, он смог пробежать четыреста метров за пятьдесят семь секунд ровно. Те из его сверстников, кто имел более высокие результаты в беге на сто метров, лучше бежали и на других дистанциях. Молодой человек поддерживал гибкость позвоночника и выполняет гимнастический мост, как делал это в пятом классе. С одиннадцатого класса он прыгает в длину на пять с половиной метров и метает гранату за сорок пять метров. Физическую подготовленность нашего рядового физкультурника можно признать отличной. Теперь ему нужно позаботиться о том, чтобы не растратить имеющееся слишком быстро. В примере приведены несколько результатов для того, чтобы можно было проследить связь между скоростными качествами и выносливостью, при хорошем владении навыками и умениями. Но, для определения уровня здоровья человека достаточно знать его результат в беге на четыреста метров, и то, каким образом этот результат достигнут. Если тренировки преимущественно направлены на развитие общей выносливости и скорости, то все отлично. Если же к ним добавлены занятия, целью которых является развитие анаэробных возможностей, для достижения более высокого результата ради престижа, то человек работает на результат, а не на здоровье. Тренировки вообще не должны быть тяжелыми. Объем и интенсивность упражнений должны соответствовать возможностям организма и возрастать только после увеличения этих возможностей. Значит, основное в организации тренировки, наличие критериев адекватности нагрузки возможностям организма. Сама же дистанция четыреста метров приведена в примере как наиболее сложная, требующая от организма предельного напряжения. Можно сказать, что имеющий высокий результат в беге на четыреста метров, имеет большой запас прочности. При анализе результатов контрольных испытаний учеников и анализе личных рекордов мировой и отечественной легкоатлетической элиты были обнаружены некоторые общие закономерности. В беговых дисциплинах, у этих полярно противоположных по состоянию здоровья и двигательной одаренности групп людей, совпадают процентные соотношения результатов на смежных дистанциях. Результат в контрольном беге на две тысячи метров при дыхании через нос у моих школьников был на десять процентов слабее, чем при произвольном дыхании. Ученики произвольно выбирали скорость бега на отрезках четыреста метров на уроках, развивающих общую выносливость. И она варьировалась в пределах ста тридцати-ста пятидесяти процентов в пересчете на время (за сто процентов принято время пробегания каждого четырехсотметрового отрезка в контрольном беге на две тысячи метров). Таким образом каждый ребенок способен почувствовать ту скорость, которая создает комфортное состояние если не в процессе самой работы, то по ее окончании. Фиксация средней скорости бега на каждом уроке дала мне возможность просчитать предельно возможные результаты в проводимом в конце четверти контрольном беге на две тысячи метров. Подобный контроль и фиксация отдельных параметров нагрузки на каждом уроке в течение года позволил мне в дальнейшем более корректно формулировать задачи каждому ученику, сообразуясь с его состоянием и способностями. Физические качества нужно преимущественно развивать в среднем звене, параллельно с совершенствованием двигательных навыков. В старшем звене и двигательные умения высшего порядка, и физические качества совершенствуются, в основном, в процессе выполнения соревновательных упражнений. Но ни то, ни другое невозможно реализовать в полной мере, если в начальном звене дети не получили хорошую школу двигательных умений.
Это интересно:
Анализ содержания учебного материала по географии в 6 классе,
способствующего развитию критического мышления школьников
Анализируя книгу Ф. С. Шлехти «Школа для XXI века», можно вычленить следующее качество личности, которым должен овладеть выпускник школы: Самостоятельно критически мыслить (выделено автором), уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы, и, используя современные технологии, искать ...
История возникновения метода проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также ...
Феноменология экологической культуры в современной научной литературе
В философии культура определяется как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей и природы, между собой и к самим ...