Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Процесс физического воспитания, как любой целенаправленный и организованный педагогический процесс, подчинен общим закономерностям, которые одинаково важны при обучении и воспитании. Принципы методики физического воспитания – это исходные научно-практические положения, определяющие основные требования к построению, содержанию, методом и организации процесса обучения и воспитания, выполнения которых обеспечивает его необходимую эффективность.
Принцип сознательности и активности
Ведущая роль в обучении и воспитании занимающихся принадлежит педагогу. Педагог может лишь стимулировать проявление у них нужной активности сознательности. Говоря о принципе сознательности и активности обучении, имеют в виду формирование: а) сознательного отношения к целям физического воспитания и к своему учебному труду; б) сознательного и активного участия в самой учебно-тренировочной деятельности; в) самостоятельности в контроле и оценке своих двигательных действий и достигнутых результатов.
Не всегда все три фактора в процессе обучения выступают одновременно. Иногда занимающиеся отдают себе отчет в том, зачем они тренируются, но не осмысливают значения отдельных учебных задании; иногда сознательно и активно учатся, но не контролирует и не оценивают результатов занятий.
Роль педагога, таким образом, заключается прежде всего в такой организации учебно-тренировочного процесса, которая стимулировало бы сознательное отношение занимающихся к своим действиям и воспитывала бы у них самостоятельность и способность самооценке.
В ряде случаев положительное отношение к учебно-тренировочной деятельности бывает вызвано непосредственным интересом физическим упражнениям, когда занимающиеся увлекает сам процесс выполнения упражнений. Но такое отношение не является стойким. Если строить обучение только на эмоциях, то это приведет тому, что учащиеся станут избегать трудностей и учебный труд превратится в развлечение. Задачи обучения в этом случае будут решаться плохо. Основой сознательного отношения к учебному труду должно быть понимание цели физического воспитания и смысл выполняемой работы, осознание ее полезности для себя и для общества. Однако во многих случаях только этого для формирования сознательного отношения к учебно-тренировочной деятельности не достаточно. Требуется еще определенный опыт, известные условия деятельности, при которых учебно-тренировочные занятия становятся жизненно необходимой потребностью.
В повышении активности обучаемых немалую роль играет и личность самого педагога. Если он всегда бодр, инициативен и искренне стремится передать свои знания учащимся, то это будет вызывать у ник активность, жизнерадостность, рабочее настроение.
Все произвольные действия человека, в том числе и физические упражнения, являются действиями сознательными. В процессе освоения новых действий, если даже он происходит неорганизованным путем, всегда имеет место осмысливание движений. Однако обучение становится рациональным и приводит к должным результатам, если осмысливание движений является предметом специальной деятельности. Необходимо, чтобы занимающиеся: а) понимали смысл каждого отдельного задания; б) знали основные закономерности данного упражнения (почему надо выполнять так, а не иначе); в) анализировали свои мышечные ощущения; г) знали и оценивали результаты своих действий.
Преподаватель в своей деятельности должен руководствоваться следующими правилами, вытекающими из принципа сознательности и активности:
1. Объяснять цель каждого нового учебно-тренировочного задания и значение способов его выполнения,
2. Учить самостоятельно находить причины ошибок.
3. Отмечать и объективно оценивать успехи занимающихся.
4. Практиковать задания для самостоятельного их выполнения (на занятиях и вне занятий).
Принцип наглядности
Всякая учебно-познавательная деятельность на определенных этапах связана с активным восприятием конкретных предметов, явлений или их верных изображений нашими органами чувств. При согласованной работе нескольких анализаторов (зрительного, слухового, осязательного и др.) обучаемый более точно воспринимает учебный материал. Поэтому наглядность как дидактический принцип следует понимать не дословно (от глагола «глядеть»), а толковать его шире, т. е. как положение, обязывающее строить процесс обучения так, чтобы в восприятии участвовало, возможно, большее число органов чувств.
Наглядное восприятие большей частью является начальным звеном в процессе обучения. На этапе ознакомления с физическими упражнениями основная задача наглядности – создание яркого образа движения, четкого его представления. Эта задача решается посредством живого показа, изобразительной наглядности (фото, рисунки, кинограммы) и современными техническими средствами (учебные фильмы, кинокольцовки). Кроме представления о пространственных характеристиках движения формируются представления о временных характеристиках (темпе и ритме движений). Для этого используются звуковые раздражители (подсчеты, хлопки, звуколидеры, музыкальное сопровождение).
Это интересно:
Предпринимательская деятельность в образовательном учреждении
«Назначение человека – в разумной деятельности» - утверждал великий мыслитель Аристотель. Как показывает статистика, в течение своей трудовой жизни человек в среднем 5-6 раз вынужден менять направление своей деятельности, и это предполагает широкую технологическую подготовку учащихся общеобразовате ...
Взаимоотношения воспитателя и дошкольников, как
основной фактор в процессе подготовки к школе
Среди проблем, которые связаны со специальной подготовкой детей к школе, не последнее место занимает проблема отношений воспитателя и старших дошкольников. В первую очередь, воспитатель в своей работе учитывает индивидуальные особенности психики каждого из детей. К примеру, медлительный ребёнок, не ...
Сущность теста Климова по
определению профессионально-педагогических склонностей
Вопрос о профессиональном самоопределении и самоактуализации возникает тогда, когда в центре взаимодействия "человек - профессия" безоговорочно стоит человек. Проблема профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе тесно связана с проблемой активности молодого чел ...