Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
На доске слова: доброта, добро, задобрить, добряк.
У.: Какое слово «лишнее»?
Д.: Добряк – одушевлённое слово, а остальные слова неодушевлённые, только в этом слове есть нижнее соединение букв.
Задобрить – количество звуков и букв неодинаково; оно начинается не на букву д; только в этом слове есть буква ь; в этом слове есть приставка; это слово – глагол, а все остальные слова – существительные.
III. Объявление темы урока.
У.: А по каким признакам вы определили, что все остальные слова – это существительные?
Д.: Существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет, явления природы, чувства и переживания человека.
У.: Сегодня мы с вами вспомним всё, что знаем об имени существительном, продолжим работу над склонением существительных, познакомимся с новым понятием «несклоняемые существительные».
– Ребята, я что общего у этих слов?
Д.: Эти слова однокоренные.
У.: А какие слова называются однокоренными?
Д.: Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.
Игра «Кто больше».
У.: Придумайте как можно больше однокоренных слов к слову доброта.
Дети работают самостоятельно, через 2 минуты зачитывают свои варианты.
У.: В орфографическом словаре Александра Николаевича Тихонова есть более 100 слов с корнем – добр– Вот некоторые из них: добро, добрый, добрейший, добренький, предобрый, добрячок, добреть, добродушный, добропорядочный, доброжелательный, добрососедский, добросовестный и т.д.
У.: Посмотрите внимательно на слово «добро» и скажите сколько звуков [о] вы слышите? (1, 2). У вас получились разные ответы. Давайте сделаем фонетический разбор слова и выясним: кто из вас прав?
Один ученик работает у доски.
Добро′ – 2 слога
д [д] – согл., парн., зв., тв.
о [а] – гл., безуд.
б [б] – согл., парн., зв., тв.
р [р] – согл., непарн., зв., тв.
о [о] – гл., уд.
5 б., 5 зв., 2 гл., 3 согл.
У.: Сколько же звуков [о] в слове? (один)
– Интересно, а почему мы слышим один звук [о] в слове, а пишем букву о в двух случаях?
Д.: Надо проверить безударную гласную словом добр или добрый.
IV. Физминутка.
Элетронная физминутка для глаз под песню Кота Леопольда «Если добрый ты – это хорошо…».
V. Работа по теме урока.
У.: Ребята, а о чём говорит нам эта картинка?
Д.: О том, что добрым можно быть не только по отношению к людям, но и к животным, растениям, что нужно любить не только людей, близких, но и природу.
У.: А давайте мы с вами изменим по падежам слово «природа».
Один ученик выполняет работу на доске.
И.п. есть (что?) природ
Р.п. нет (чего?) природ
Д.п. дать (чему?) природ
В.п. вижу (что?) природ
Т.п. доволен (чем?) природ
П.п. говорю (о чём?) о природ
У.: Итак, что мы сейчас делали?
Д.: Изменяли окончания существительных по падежам или по вопросам.
У.: А как это ещё называется?
Д.: Изменение окончаний имён существительных по вопросам или по падежам, называется склонением.
У.: Сколько типов склонения имеет существительное? Расскажите об их особенностях.
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение | ||||||||||||||||||||||||
м.р. – |
м.р. –
ср. р. – |
сущ ж.р. с ь на конце |
У.: Перед вами слова, укажите род и склонение существительных.
Работа, день, солнце, птица, кот, дядя, мышь.
У.: Молодцы, ребята! А теперь послушайте стихотворение:
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
У.: А почему вы смеялись? Что-нибудь не так?
Д.: Очень смешное стихотворение, потому что так говорить нельзя.
У.: Совершенно верно. Слова кенгуру, метро, кино, домино, шимпанзе, какаду никогда не изменяются. Это заимствованные слова из других языков. Они не хотят подчиняться законам русского языка и поэтому называются несклоняемыми. Конечные гласные таких слов не окончания, а гласные корня. Обратите внимание! Некоторые из них похожи на существительные среднего рода, у которых – о и – е – окончания. Такие похожие слова нужно различать. И помнить, что, например, слово решето склоняется, а слово пальто – нет. Итак, какой вывод мы можем сделать? Прочитайте, пожалуйста.
Д.: Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро, и ни метро.
Ни кафе, и ни шоссе и, конечно, шимпанзе.
У.: Очень хорошее стихотворение – с его помощью можно запомнить много несклоняемых существительных, а ещё больше их в словаре.
VI. Словарная работа.
У.: Среди выделенных слов, есть словарное слово, написание которого вы должны запомнить. Это слово «шоссе». Оно пришло к нам из французского языка и произносить его надо по особому: согласный [с] произносится твёрдо. Это дорога с твёрдым покрытием.
– Вспомните скороговорку, в которой есть несклоняемое существительное «шоссе» и запишите её в тетрадь.
Д.: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
У.: Разберите его по членам предложения. Что заметили в этом предложении.
Д.: В нём есть однородные члены предложения (сказуемые).
VII. Игра «Склоняемые – несклоняемые».
Окно, кенгуру, мадам, облако, перо, звено, жюри, шимпанзе, бревно, шоссе, ателье, фонтан, пальто, суфле.
VIII. Творческая работа учащихся.
Вставьте в предложения слово пальто в нужном падеже.
В магазине продаются разные …. Мне купили …. у … меховой воротник. К … пришиты красивые пуговицы. Мне тепло в …. я доволен своим ….
IX. Работа по учебнику.
Упражнение 116.
– Напишите словосочетания, изменяя, где нужно, окончания существительных. Подчеркните имена существительные, которые не склоняются.
X. Итог урока.
Чем занимались на уроке?
Что нового узнали?
Что хотелось бы сделать ещё раз?
XI. Рефлексия.
У.: Молодцы, ребята! Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Вы справились со всеми заданиями, потому что были добрыми, дружелюбными и внимательными по отношению друг к другу. Я хочу вам подарить эту волшебную шкатулку, а в ней вот такие маленькие солнышки. Возьмите каждый своё солнышко, улыбнитесь ему так, как оно улыбается вам. Будьте добрыми, внимательными, искренними, честными всегда. Пусть солнышко постоянно будет сиять в ваших сердцах, дарите тепло и ласку окружающим, и тогда, станет больше солнца в мире, больше счастливых людей, более радостной станет жизнь.
Дети подходят к шкатулке и берут свои солнышки под песню «Дорога добра».
Д.: 1. Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
2. Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
3. Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
У.: А так, как у нас на Кавказе не принято отпускать гостей с пустыми руками, дети хотят подарить вам солнышко побольше, в котором каждый из них оставил частичку своего тепла, доброты и улыбки.
Урок 3: «род несклоняемых имен существительных»
Несклоняемые существительные
Заимствованные слова конферансье, маэстро, кенгуру и подобные не изменяются, в отличие от таких заимствованных слов, как шампунь или рояль, и называются несклоняемыми. У них нет окончаний.
Определение
Несклоняемые существительные – это группа неизменяемых заимствованных слов. В неё входят как имена собственные (Дюма, Перу, Тбилиси), так и нарицательные (фрау, маэстро, меню).Несклоняемые существительные не имеют формальных признаков рода – окончаний.
Лекция:
Учитель: Наши знания о роде были бы неполными, если бы мы не вспомнили такие слова, как конферансье, маэстро, кенгуру и другие.
Учитель: Что в них особенного?
Нигора: Это не русские слова.
Руфина: Они не изменяются: Плыли на каноэ. Подошли к каноэ. Стояли рядом с каноэ.
Серёжа: У слов кенгуру, фрау, меню странные окончания. Таких не бывает у русских существительных.
Учитель: Кто из ребят прав?
Учитель: Нигора права.
Учитель: Это заимствованные слова.
Учитель: Верно, заметила Руфина, они не изменяются, в отличие от таких заимствованных слов, как шампунь или рояль, и называются несклоняемыми.
Учитель: А так как они не изменяются, то и окончаний у них быть не может: ведь окончание – это изменяемая часть слова.
Учитель: Поэтому Серёжа не прав.
Учитель: Итак, несклоняемые существительные – это группа неизменяемых заимствованных слов.
Учитель: В неё входят как имена собственные (Дюма, Перу, Тбилиси), так и нарицательные (фрау, маэстро, меню).
Учитель: Вот что написано о несклоняемых существительных в Учебнике.
Как определить род несклоняемых существительных?
Несклоняемые существительные не изменяются. Их конечные гласные – это гласные корня, а не окончания рода. Но у них должен быть род. Как его определить?
Определение
Несклоняемые существительные, обозначающие животных, относятся к мужскому роду: красивый какаду. Но если речь идёт о животном женского пола, то слова согласуются с несклоняемым существительным в женском роде: Какая симпатичная эта кенгуру с детёнышем.
Определение
Род несклоняемых существительных, обозначающих людей, зависит от их пола: мадам (она), мсье (он), Дюма (он). Слова, обозначающие и мужчин, и женщин, относятся к мужскому роду: Она замечательный конферансье.
Определение
Род несклоняемых существительных, обозначающих географические объекты, определяется по родовому слову: красивый Тбилиси (город), далёкая Перу (страна), полное тайн Онтарио (озеро).
Определение
Большинство несклоняемых существительных среднего рода: новое пальто, жёлтое такси, старое пенсне. Но есть и исключения: вкусный сулугуни (сыр), свежая салями (колбаса).
Лекция:
Учитель: Мы знаем, что эти существительные не изменяются. Их конечные гласные – это гласные корня, а не окончания рода.
Учитель: Но род-то у них должен быть. Каким местоимением их заменять? Какаду, например, он или она?
Серёжа: Онууу!!!
Учитель: Смех смехом, но как согласовывать с ними слова? Какаду красивый или красивая?
Учитель: Сидел в клетке или сидела в клетке?
Учитель: Как определять род таких существительных?
Руфина: Я не знаю, как сказать о какаду. А о кенгуру, если у неё сумка с детёнышем, я скажу – она.
Учитель: Анфиса, одушевлённые существительные, обозначающие животных, как правило, мужского рода.
Учитель: Но если мы видим, что пол животного – женский, мы говорим – «она». В этом ты права.
Нигора: Дюма – это он, потому что мужчина, писатель.
Нигора: Мадам – француженка, а фрау – немка.
Нигора: Но конферансье… Не знаю. Вести концерт может и мужчина, и женщина.
Учитель: Лиза правильно определила род таких существительных, как Дюма, фрау, мадам.
Учитель: А слова маэстро, конферансье, Нигора, – мужского рода, так же, как инженер и врач.
Серёжа: Тбилиси – город, он.
Серёжа: Перу – страна, она.
Серёжа: Ещё я знаю Онтарио. Это озеро, оно. Если знаешь географию, то всё просто.
Учитель: Ты совершенно прав, Серёжа. Если знаешь географию, то определить род слова, называющего географический объект, можно по его родовому понятию.
Руфина: Ой! Я тоже знаю: сулугуни – сыр, значит он, – вкусный сулугуни. Салями – колбаса, значит она – вкусная салями.
Руфина: А вот такси… Почему-то оно. Хотя и машина.
Учитель: Потому что большинство несклоняемых неодушевлённых существительных – среднего рода. Так что, Руфина, такси – «оно» по правилу.
Учитель: А вот салями и сулугуни – это как раз слова-исключения.
Учитель: Если вы сомневаетесь в роде несклоняемого существительного, то можно обратиться к морфологическому словарю.
Учитель: Все правила, о которых мы говорили на уроке, есть у нас в Учебнике.
Кофе – он или оно?
Вопрос: Как правильно говорить горячий кофе или горячее кофе?
Ответ: В морфологическом словаре рядом со словом кофе стоит пометка – м.р. Значит, нужно говорить горячий кофе. Слово кофе – исключение, обычно такие несклоняемые существительные среднего рода.
Сейчас часто говорят о кофе «оно» (конечная гласная – е, как у слов среднего рода), поэтому лингвисты собираются установить двойную норму: кофе – м.р. и ср. р. Таким образом, язык со временем приспосабливает к себе заимствованные слова, заставляет их вести себя по своим законам
Лекция:
Учитель: Вопрос? Пожалуйста.
Лиза: Как правильно говорить горячий кофе или горячее кофе. По правилам получается, что кофе должно быть оно. Я так и говорю, а моя бабушка меня всё время поправляет. Почему?
Учитель: У нас же есть словарь. Давайте откроем его на букву К.
Учитель: Посмотрите, рядом со словом кофе стоит пометка м.
Учитель: Это значит, что кофе – исключение, слово мужского рода.
Учитель: И бабушка поправляет тебя, Лиза, правильно: горячий кофе – это литературная норма.
Учитель: Но конечное – е так похоже на окончание слов среднего рода, что постепенно большинство носителей русского языка стало говорить о кофе – оно, поэтому лингвисты собираются зафиксировать и этот вариант как норму.
Учитель: Это свидетельствует о том, что язык со временем приспосабливает к себе заимствованные слова, заставляет их вести себя по своим законам.
Материалы для работы:
1. Справочник;
2. Учебный словарь «Несклоняемые существительные»;
3. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?»;
4. Альбом;
5. Иллюстрации:
Шимпанзе |
Кофе |
Пони |
Манго |
Какаду |
Салями |
Кенгуру |
Ситро |
Бизе |
Суфле |
Желе 1 |
Сулугуни |
Желе 2 |
Эскимо |
Какао |
Ассорти |
Киви |
Авокадо 1 |
Кольраби |
Авокадо 2 |
Филе |
Озеро Абрау |
Туапсе |
Река Миссисипи |
Творческие
Это интересно:
Основные проблемы дошкольного образования и рекомендации по их решению
Приоритетный национальный проект «Образование», его мощная поддержка Губернатором Челябинской области П.И.Суминым, большинством глав городских округов и муниципальных районов призваны дать новый импульс развития образовательных учреждений области, стать основой для творческой результативной работы ...
Анализ результативности работы учителя по использованию средств массовой
информации в процессе воспитания
Для выявления результативности проведенной работы по формированию любознательности, организованности, положительного отношения к искусству мы проводили анкетирование учащихся и родителей. Целью анкетирования является выявление наиболее интересных средств массовой информации. Какие фильмы, мультфиль ...
Экспериментальное изучение особенностей игровой деятельности
дошкольников с нарушениями речи
В моём исследовании приняли участие 10 воспитанников МДОУ № 76. г. Энгельса, улица Тельмана 156. Гендерный состав группы - 4 девочки и 6 мальчиков. В экспериментальную группу вошли дети с общим недоразвитием речи (ОНР то есть системным речевым нарушением). Состав группы по диагнозу: ОНР 3 уровня - ...