Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Часто студенты педвуза интеллигенты в первом поколении. Значит, у них нет глубоких культурных традиций, высоких духовных потребностей. Любимые занятия студенток дома в свободное время – просмотр телепередач, чтение художественной литературы, реже публицистики, встречи с друзьями, многие любят вязать и шить. А вне дома? На первом месте – кинотеатр, а вот театры, выставки, филармония успехом не пользуются. Спорт тоже не в почете. Научно-исследовательской работой занимается примерно каждый тринадцатый будущий педагог.
Менее 50% студентов педагогических учебных заведений выбирают профессию сознательно. Остальные – по совету знакомых, потому что поблизости нет другого вуза или училища, или из-за небольшого конкурса, потому что легче получить диплом. Отсюда и последующее разочарование выбором. Только 20–25% студентов педвузов к последнему курсу считают учительство своим призванием. В такой обстановке уже несколько десятилетий осуществляется подготовка учителей. Общественная неустроенность последних лет усиливает ее негативные стороны.
Хотя ситуация с сегодняшним и завтрашним учителем не слишком радужная, будем все же оптимистами. Пути выхода из кризиса есть, их нужно искать, и здесь многое зависит от нас, нашей профессиональной организованности и единства. Важно преодолеть вольную или невольную боязнь демократии, овладевать ею, активнее пользоваться правом на свободное творчество. Помнить, что демократия, свобода – это еще и работа. Нужно много читать, следить за новым словом в науке, методике и приобщаться к нему, находить лучшие формы общения в классе и вне класса. Легко ли это? И все ли ждут такой свободы, рады ей и способны воспользоваться ею? Наверное, нет. Но задумаемся и поймем, что в новом, демократическом обществе, в условиях рыночной экономики все это станет обычными и непременными требованиями к профессионализму учителя, любого педагога. Тогда изменится и отношение к педагогу школы, возрастет его престиж. Когда, как не сегодня, готовиться к этому?
Существенна, наконец, и еще одна проблема. Нужны новые подходы к уроку, ко всей учебно-воспитательной работе, где прежде всего реализуется учитель, формируется личность, а значит, во многом определяются судьбы преобразований в стране, будущее. Задача в том, чтобы весь учебно-воспитательный процесс в школе соотнести с теми концептуальными принципами демократии и гуманизации, которые обозначаются в системе образования.
Прежде всего следует обратиться к гуманитаризации образования и воспитания, что предполагает отход от идеологии поиска врагов, отказ от приоритета классовых интересов. Десятилетиями наше общество пугали империалистами и поджигателями войны, оппортунистами и ревизионистами, вейсманистами и морганистами, космополитами, кибернетиками, диссидентами. У каждого поколения был свой образ врага. И чем больше врагов, тем больше накапливалось ненависти, жестокости, беззакония. Предстоит нелегкая, но необходимая задача – перейти в мир иного мышления, где предпочтение отдается закону, правам человека, свободе, справедливости, добру, милосердию, взаимной помощи. Сделать это нужно всем педагогам-учителям и, главное, научить тому же детей.
На уроке и в учебно-воспитательной работе основным должен стать принцип: человек – высшая ценность в обществе. Необходим культ Человека, Личности. Учителю и ученику нужно убеждение в том, что человек не средство, а цель, не «винтик», а «венец творения». Такая альтернатива и обозначает рубеж между тоталитарным мышлением и философией гуманизма, авторитарной педагогикой и педагогикой сотрудничества. Здесь мы вновь возвращаемся к идее об истинной цели образования, идущей от лучших традиций истории педагогики, о том, что каждый урок должен быть нравственным.
Это интересно:
Технология сотрудничества
В рамках этой технологии обучение проводится в малых группах. Основные идеи, присущие трём вариантам организации работы малых групп,- общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Обучение в команде. Ставится групповая цель. Успех может быть достигнут только при ...
Задержка психического развития
С точки зрения нарушения познавательной деятельности можно выделить следующие основные формы аномального психического развития: умственная отсталость – стойкие нарушения психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познават ...
Способы выявления одарённых детей
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на по ...