Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В 7 классе учащиеся знакомятся с категорией состояния как частью речи. Семиклассники еще не изучали односоставных предложений, и поэтому на данном этапе обучения невозможно в полном объеме дать представление об этой группе слов и свойственных им синтаксических функциях (безличные предл.). На изучение данной темы отводится примерно 4 часа плюс 2 часа развития речи.
Знакомство с этой группой слов можно начать с сопоставления предложений со словом тихо, которое в одном случае обозначает признак действия (ответили как? Тихо), примыкает к глаголу, является обстоятельством. В другом предложении это слово обозначает состояние окружающей среды (природы), синтаксически независимо, является сказуемым. Углублять представление о категории состояния можно расширяя примеры, чтоб учащиеся увидели, что слова категории состояния выражают не только состояние природы, но и человека, с разным значением: состояние природы, живых существ, эмоциональное и интеллектуальное состояние человека, оценка положения, ситуации; пространственные и временные отношения (типа поздно, долго, близко, глубоко).
Особую группу категории состояния представляют слова со значением возможности (невозможности), долженствования, необходимости: можно, нельзя, возможно, должно, надобно, надо, нужно, необходимо и др. К этим словам обычно примыкают глаголы в неопределенной форме. Целесообразно познакомить детей со словами категории состояния, образованными от существительных: грех, пора, время, крышка, конец, жаль и др. (Шутить не время. Мне лень вставать). В отличие от исходных существительных, слова категории состояния не изменяются.
Что же следует учесть при изучении данной категории слов? Прежде всего, научить учащихся отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий.
Безлично-предикативные слова характеризуются единым значением – выражением состояния или его оценки. Это может быть состояние живых существ, психическое или физическое, состояние природы и окружающей среды, состояние с модальной окраской, оценка состояния с точки зрения морально-этической, с точки зрения протяженности во времени, пространстве и т.д. Состояние, выраженное данной категорией слов, мыслится только безлично: Ребенку больно (ср. Ребенок болеет или Ребенок болен).
В процессе обучения учащихся следует заострить внимание на морфологических признаках категории состояния, знание которых позволит им безошибочно различать эту группу слов от других частей речи.
Морфологические признаки категории состояния следующие:
1. Отсутствие форм склонения и спряжения, т.е. неизменяемость.
2. Наличие суффикса –о у слов, образованных от имен прилагательных и наречий (холодно, обидно, видно, нужно).
3. Способность выражать значение времени, передаваемого связкой, с которой сочетаются безлично-предикативные слова (грустно, было грустно, будет грустно). Отсутствие связки служит показателем настоящего времени.
4. Сохранение форм сравнения словами на –о, образованными от кратких имен прилагательных и наречий. (Было тепло – станет теплее).
5. Соотносительность с теми частями речи, от которых произошла данная категория слов: грустно соотносится со словом грустный, тепло – с теплый. Однако этот признак свойствен не всем безлично-предикативным словам. Например, совестно в современном русском языке не соотносится со словом совестный. Можно не соотносится с можный.
Наиболее четки и определенны синтаксические признаки категории состояния.
1. Существенный признак этих слов – синтаксическая функция сказуемого в безличном предложении в сочетании с инфинитивом или без него.
2. Безлично-предикативные слова не согласуются и не управляются, они могут сочетаться со связкой отвлеченной или полуотвлеченной (быть, становиться, делаться), выражающей время и наклонение.
Это интересно:
Работа по развитию речи учащихся на материале пословиц и поговорок
на уроках литературного чтения в начальной школе
Анализ учебников для чтения был направлен на решение следующих задач: - выяснить, какое место занимают пословицы и поговорки в содержании учебного материала (количественный анализ); - определить тематику пословиц (качественный анализ); - определить типы заданий к данным жанрам фольклора, представле ...
Программные требования к методике преподавания математики дошкольникам в
современных ДОУ
Современная программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи. В математической подготовке ...
Развитие фонематического восприятия в онтогенезе
В соответствии с точкой зрения М. Е. Хватцева [ 19 ], различение фонем происходит сравнительно медленно: ещё на втором году жизни дети не различают слов бак, мак. Только со второй половины второго года начинается смысловая дифференциация слов, а с ней и смыслоразличительная функция звуков, то есть ...