Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Первоначально детям объясняется метод составления предложения по наглядным схемам (фишкам) на материале 1-2 предложений. Например, предлагается картинка «Мальчик читает книгу». С помощью вопросов определяется субъект (мальчик), предикат (читает), объект действия (книгу). Каждый из выделенных элементов обозначается фишкой. Фишки соотносятся непосредственно с предметами и действиями, изображенными на картинке. Дети составляют предложение по картинке. В дальнейшем схему выкладываются не на картинке, а под ней.
Предлагаются различные графические схемы для предложений из трех элементов (Девочка рвет цветы), из четырех элементов (Мальчик рисует дом карандашом).
Рекомендуются следующие виды заданий с использованием графической схемы:
- подбор предложений по данной графической схеме;
- запись их под соответствующей схемой (предлагаются две схемы);
- самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме;
- составление обобщенного представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме.
Например, предложения Девочка бежит; Мальчик рисует можно свести к одному обобщенному смыслу: кто-то выполняет какое-то действие (значение субъект – предикат).
После усвоения обобщенных значений нескольких структур предложений рекомендуется выбрать среди других те, которые имеют одинаковое с данным обобщенное грамматико-смысловое значение. Например, среди предложений: Девочка читает книгу; Мальчик ловит бабочку; Дети катаются с горки – выбрать те, значение которых сходно по структуре с предложением. Девочка рвет цветы.
Используют и такие виды заданий, как ответы на вопросы, самостоятельное составление предложений в устной и письменной форме.
При формировании функции словоизменения обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т.д.
Последовательность работы определяется последовательностью появления форм словоизменения в онтогенезе.
Формирование функции словоизменения и словообразования осуществляется как в устной, так и в письменной речи.
Закрепление форм словоизменения и словообразования сначала проводится в слове, затем в словосочетаниях, предложениях и текстах.
Перспективный план работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в начальных классах
Примерные темы занятий |
Цели занятий |
Развитие речевого анализа и синтеза на уровне текста (предложения): а) интонационное оформление предложений в устной речи; б) дифференциация предложений по теме высказывания; в) развитие анализа текста из предложений; г) грамматическое оформление предложений на письме |
• Сформировать (закрепить) навык выделения предложения из речевого потока. • Сформировать (закрепить) навык смыслового и интонационного оформления предложения в устной речи. • Формировать (закреплять) умение определить количество предложений в тексте. • Формировать (закреплять) навык грамматического оформления предложения на письме |
Развитие речевого анализа и синтеза на уровне предложения (слова): а) дифференциация понятий «предложение», «слово»; б) развитие анализа предложений на слова; в) определение количества, последовательности слов в предложении |
• Уточнить (закрепить) понятия «предложение», «слово». • Формировать (закреплять) навык определения количества и последовательности слов в предложении |
Развитие фонематического восприятия, представлений, дифференциации: а) звуки речи и неречевые звуки; образование неречевых звуков; б) «звук» – «буква»: дифференциация понятий; в) гласные звуки и буквы («а», «о», «у», «э», «ы»); выделение гласных звуков I ряда из звукового ряда, слога, слова; г) согласные звуки и буквы; д) дифференциация гласных и согласных звуков и букв |
• Сформировать понятие «звук речи» Познакомить со способами образования звуков речи. • Сформировать (уточнить, закрепить) понятие о букве как о графическом образе звука • Развивать фонематическое восприятие, слоговой и фонематический анализ и синтез, фонематические представления. • Развивать фонематическое восприятие, слоговой и фонематический анализ и синтез, фонематические представления. • Развивать (закреплять) умение различать на слух гласные и согласные фонемы |
Развитие речевого анализа и синтеза на уровне слога: а) слогообразующая функция гласных; б) ударение; ударный слог |
• Развивать слоговой анализ и синтез на материале слов различной слоговой структуры. • Сформировать (закрепить) навык определения ударного слога в словах |
Развитие фонематических представлений, звукобуквенного анализа и синтеза слов: а) гласные звуки и буквы; образование гласных II ряда; б) развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов с гласными «я», «е», «е», «ю»: – в начале слова, – в середине и в конце слова после гласной, – в середине и конце слова после разделительного «ь» |
• Познакомить со способом образования гласных II ряда. • Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными гласными в начале слова. • Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированным в середине и конце слова после гласной. • Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированным в середине и конце слова после разделительного мягкого знака |
Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных: а) дифференциация твердых и мягких согласных; б) буквы «а–я» после твердых и мягких согласных: – в слогах и словах, – в словах и словосочетаниях, – в предложениях и текстах; в) буквы «о–е» после твердых и мягких согласных: – в слогах и словах, – в словах и словосочетаниях, – в предложениях и текстах; г) буквы «у–ю» после твердых и мягких согласных: – в слогах и словах, – в словах и словосочетаниях, – в предложениях и текстах; д) буквы «ы–и» после твердых и мягких согласных: – в слогах и словах, – в словах и словосочетаниях, – в предложениях и текстах; е) буква «ь» после мягких согласных на конце слов; ж) буква «ь» после мягких согласных в середине слов |
• Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твердых и мягких согласных. • Сформировать (закрепить) навык употребления букв «а–я» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах • Сформировать (закрепить) навык употребления букв «о–е» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах, словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах. • Сформировать (закрепить) навык употребления букв «у–ю» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах. • Сформировать (закрепить) навык употребления букв «ы–и» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах, словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах. • Сформировать (закрепить) навык употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных на конце слова. • Сформировать (закрепить) навык употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных в середине слова |
Дифференциация гласных звуков [о-у]: – в изолированной позиции; – в слогах и словах; – в словосочетаниях и предложениях; – в текстах. Дифференциация гласных звуков [о–у] после мягких согласных. Обозначение мягких согласных на письме буквами «е–ю» |
• Развивать фонематическую дифференциацию звуков [о–у]: – в изолированной позиции; – в слогах и словах; – в словосочетаниях и предложениях; – в текстах. • Развивать фонематическую дифференциацию звуков [о–у]. Сформировать (закрепить) навык употребления на письме букв «е–ю» после мягких согласных |
• Развитие зрительной дифференциации на материале букв «о–а». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [о–а].) • Развитие зрительной дифференциации на материале букв «и–ы». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [и–ы].) • Развитие зрительной дифференциации на материале букв «и–у». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [и–у].) • Развитие зрительной дифференциации на материале букв «и–у». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [и–у].) • Развитие зрительной дифференциации на материале букв «и–е». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [и–е].) |
• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «о–а»: – в изолированной позиции; – в слогах и словах; – в словосочетаниях и предложениях; – в текстах. • Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «и–ы»: – в изолированной позиции; – в слогах и словах; – в словосочетаниях и предложениях; – в текстах. • Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «и–у»: – в изолированной позиции; – в слогах и словах; – в словосочетаниях и предложениях; – в текстах. • Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «ы–у»: – в изолированной позиции; – в слогах и словах; – в словосочетаниях и предложениях; – в текстах. • Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «и–е»: – в изолированной позиции; – в слогах и словах; – в словосочетаниях и предложениях; – в текстах |
Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных. Дифференциация звуков [с–з]: – в изолированной позиции; – в слогах и словах; – в словосочетаниях и предложениях; – в текстах. Аналогично ведется работа с остальными парными звонкими и глухими согласными: [в–ф], [б–п], [д–т], [з–с], [г–к] (твердые и мягкие), [ж–ш] |
• Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [с–з]. • Развивать фонематическую дифференциацию звуков [с–з]: – в изолированной позиции; – в слогах и словах; – в словосочетаниях и предложениях; – в текстах |
Развитие фонематических дифференцировок в группе: – свистящих – шипящих; – аффрикат и звуков, входящих в их состав ([с–ш], [с–ц], [ш–ч], [Ц–т']). | |
Развитие зрительной дифференциации: – строчных букв «п–т», «л–м», «х–ж», «к–н», «т–н», «п–н», «ш–щ», «и–ш», «б-Д», «б-В», «Д-В», «Д-3», «р–з», «п–р», «к–н», «к–т», «к–п», «н–т», «н–п»; – заглавных букв «П–Т», «Л–М», «X–Ж», «К–Н», «Ш–Щ», «И–Ш» |
• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «п–т», «л–м», <«–ж», «к–н», «т–н», «п–н», «ш–щ», «и–ш», «б-Д», «б-В», «Д-В», «Д-3», «р–з», «п–р», «к–н», «к–т», «к–п», «н–т», «н–п». • Развивать зрительную дифференциацию заглавных букв «П–Т», «Л–М», «X–Ж», «К–Н», «Ш–Щ», «И–Ш» |
Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи: а) лексика: – слова, называющие предметы, явления природы (3–4-е классы – имя существительное), – слова, обозначающие действие предмета (3–4-е классы – глагол), – слова, обозначающие признаки предмета (3–4-е классы – имя прилагательное), – слова-антонимы, – слова-синонимы, – слова-омонимы; б) словообразование: лексико-грамматического строя речи: а) лексика: – слова, называющие предметы, явления природы (3–4-е классы – имя существительное), – слова, обозначающие действие предмета (3–4-е классы – глагол), – слова, обозначающие признаки предмета (3–4-е классы – имя прилагательное), – слова-антонимы, – слова-синонимы, – слова-омонимы; б) словообразование: – состав слова (корень, родственные слова), – развитие функции словообразования (приставки), – развитие функции словообразования (суффиксы), – обогащение, актуализация словарного запаса; в) обогащение знаний о составе слова; г) развитие, совершенствование лексико-грамматического оформления речи: – предлоги; дифференциация предлогов и приставок, – уточнение (развитие) навыка согласования имен прилагательных с существительными (в роде, числе, падеже); д) развитие навыков связного высказывания (по Ястребовой): – текст; анализ содержания; логическая последовательность, – сообщение; конструирование повествовательного сообщения; работа над планом; виды работ: составление рассказов по плану; закончить рассказ по заданному началу; составить рассказ по данному концу; составить к рассказу заключение (вступление); составить рассказ по опорным словам; составить рассказ на заданную тему по опорным словам; составить рассказ на заданную тему на основании наблюдения; составить рассказ-описание; составить письмо; составить рассказ по картине; написать заметку в стенную газету; передать содержание стихотворения своими словами. |
• Уточнить значения имеющихся у учащихся слов. • Продолжать обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи. • Уточнить (закрепить) знания о составе слова. Формировать умение подбирать родственные слова. • Уточнить значения приставок. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью приставок. • Уточнить значения суффиксов. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью суффиксов. • Уточнить лексическое значение слов, образованных с помощью различных групп суффиксов. • Обобщить (закрепить) знания о морфологическом составе слова. • Формировать навык использования различных способов словообразования: • Уточнить лексические значения различных предлогов. • Формировать (закреплять) умение согласовывать слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций. • Формировать навыки: программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения. • Отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство) |
Это интересно:
Ярославская Городская Общественная организация «Молодежный совет города
Ярославля»
«Молодежный совет города Ярославля» был создан 9 лет назад, в 2001 году, как орган молодежного самоуправления. Но уже в 2006 году он «сменил формат» и стал молодежной общественной организацией. На сегодняшний день это одна из крупнейших организаций города, которая включает 6 первичных организаций в ...
Опытно-экспериментальная работа по формированию пространственного
мышления у учащихся во втором классе на уроках математики
Цели исследования: выявление уровня сформированности пространственного мышления у детей младшего школьного возраста, поиск наиболее эффективных способов формирования этого вида мышления; составление и апробация программы формирования пространственного мышления у учащихся второго класса. Этапы: 1. К ...
Исследование проектной ситуации
Теоретически изготовление изделий из древесины производится на уроках технологии в определенной последовательности по схеме: эскиз – конструкция – технология - готовое изделие. С практической стороны ученик должен быть участником всех видов деятельности, побывав в роли художника, конструктора, техн ...