Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
К обязательным элементам структуры самостоятельной деятельности школьника П.И. Пидкасистый относит: определение цели деятельности (целеопределение и целеполагание), определение предмета деятельности и выбор средств деятельност.
Таким образом, познавательная самостоятельность понимается в педагогике неоднозначно, нет единого определения категории. Общепризнанным является выделение трех взаимосвязанных структурных компонентов познавательной самостоятельности: мотивационного, волевого и содержательно-операционного. Познавательная самостоятельность проявляется в самостоятельной познавательной деятельности. В частности, одной из форм проявления данного качества личности является решение учащимся познавательных задач, приводящих его к новым для него знаниям и способам действия. Развитие познавательной самостоятельности возможно через вовлечение учащихся в активную управляемую самостоятельную познавательную деятельность. Развитие познавательной самостоятельности студентов требует комплексного подхода к проблеме, учета психологического, социального и дидактического аспектов.
Под понятием умственной самостоятельности исследователями понимается способность, которая состоит в том, что субъект в совершенстве владеет общими умениями и навыками, необходимыми для приобретения знаний, для творческого их применения в процессе сложившейся новой ситуации. Выделяются следующие черты умственной самостоятельности: умение находить новые способы овладения знаниями, умение применять имеющиеся знания и способы действия в новых условиях для овладения новыми знаниями. Отметим, что понятия умственной и познавательной самостоятельности различаются. Умственная самостоятельность заключается в вычленении гипотезы, нахождении путей ее решения и исследования в новых условиях. Познавательная же самостоятельность предполагает наличие творческого начала, готовность к поисковой работе, но не всегда включает в себя элементы исследования на высшем уровне обобщения
В исследовании И. А. Архиповой умственная самостоятельность определяется уровнем сформированности следующих интеллектуальных умений: умение видеть проблему, умение переформулировать ее на своем языке, умение предвидеть возможный результат, умение критически относиться к содержанию учебного задания, умение ставить вопросы и т.д.
По мнению целого ряда исследователей данной проблематики (И. Э. Унт, И. А. Архипова, С. Ф. Шатилов, Г. М. Бурденюк, Н. Ф. Коряковцева, П. И. Пидкасистый, Т. И. Шамова), формирование и развитие качеств умственной самостоятельности неразрывно связаны с увеличением объема и улучшением качества аудиторной самостоятельной работы в процессе обучения.
В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие:
Обучающие.
Тренировочные.
Закрепляющие.
Повторительные.
Развивающие.
Творческие.
Контрольные.
Рассмотрим более подробно каждый из видов.
1. Обучающие самостоятельные работы. Их смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке. При выполнении данного вида работ школьник сразу видит, что ему непонятно, и он может попросить дополнительно объяснить эту часть материала. Учитель же составляет схему дальнейшего объяснения материала, в которой прописывает сложные для учеников моменты, на которые в дальнейшем необходимо будет обратить внимание. Также данный вид самостоятельных работ помогает выделить пробелы в знаниях прошлого материала у школьников. Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, также при непосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще не прочны.
Это интересно:
Методические средства, направленные на развитие логического
мышления младших школьников при изучении конкретного смысла действий сложения и
вычитания
В основу методики математического развития ребенка легло требование реализации моделирующей деятельности с математическими понятиями и отношениями. Главным принципом этого требования является преимущественное использование модельного подхода к обучению. Этот принцип позволяет осуществлять математич ...
Современные компьютерные технологии в процессе
обучения
Внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Подтверждением этого может служить возникновение целого ряда специальных научных центров, непосредственно занимающихся проблемами информатизаци ...
Правовые основы современного образования в России
Базовой юридической основой образования является статья 26 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 года. В ней говорится: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начал ...