Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития

Страница 2

Другие зарубежные ученые, такие как В.В. Эббингауз, американский психолог Э.Б. Титченер работали над вниманьем и изучали его больше как биологический фактор.

Таким образом, обобщая знания рассмотренных ученых и обращаясь к трудам еще одного отечественного мастера психологии Гоноболику Ф.Н., мы попытаемся охарактеризовать особенности внимания учащихся начальных классов в массовой школе.

Эти особенности зависят от развития нервной системы. Смена процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий у младших школьников протекает сравнительно быстро. Этим объясняется, что дети очень чутки к внешним впечатлениям, легко обращают внимание на каждый раздражитель. Отсюда некоторая неустойчивость внимания.

Внимание каждого школьника вызывается, прежде всего, образным, наглядным учебным материалом, живостью и эмоциональностью изложения.

Одна из общих особенностей внимания младшего школьника - это способность легче сосредотачиваться на предметах внешнего мира, чем на собственных мыслях.

В первые месяцы обучения в школе ребенок одинаково внимателен к разным видам работы, так как его больше интересует не содержание учебного материала, а процесс учения.

На первых ступенях обучения ведущую роль занимает непроизвольное внимание, но постепенно, в процессе воспитания, общения детей со взрослыми, совместной с ними деятельности, внимание становится более сосредоточенным, начинает развиваться произвольное внимание.

Сосредоточенность, концентрация внимания ученика могут быть достаточно интенсивными, особенно при выполнении интересной работы.

В эти моменты он не будет замечать того, что делается вокруг. Однако устойчивость внимания недостаточно развита. Иногда незначительный факт вызывает у детей отвлечение внимания.

Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта человека. У младшего школьника его очень немного. Поэтому дети мало способны держать в поле зрения несколько объектов. Узость внимания начинает быстро исчезать в школе, когда ориентировка расширяется.

Распределение внимания у младших школьников развито еще недостаточно. Если ученик находит ответ на вопрос задачи, то он уже не в состоянии следить за своим поведением, вскакивает с места, поднимает высоко руку, забывая, что этого не следует делать.

О переключении внимания с одного предмета на другой можно сказать то же самое. В начале года первоклассники после звонка на урок не сразу могут сосредоточиться на занятиях. Требуется время на смену занятий.

Для младшего школьника характерна рассеянность. Она связана с общей неустойчивостью внимания. Рассеянность может быть вызвана утомлением. Также рассеянностью может быть состояние, когда школьник как бы находится "в плену" у какой-то предвзятой мысли.

Нарушения внимания являются характерным признаком ЗПР. К недостаткам внимания детей с ЗПР относят его слабое развитие и неадекватность.

Особенно часто нарушения внимания отмечаются у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. З. Тржесоглава выделяет следующие особенности внимания этих детей:

нарушения концентрации внимания как следствие утомления ЦНС;

неадекватные колебания внимания, что является отражением незрелости нервной системы;

чрезвычайно ограниченный объем внимания. В каждый данный момент дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы. В связи с этим, осуществление деятельности замедляется;

"генерализованное и неселективное" внимание, что проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках. Ребенок не может этого сделать из-за трудностей дифференцировать раздражители по степени важности, у него наблюдается зависимость внимания от внешних воздействий;

"прилипание" (персеверация) внимания, выражающееся в сниженной способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Описанные нарушения внимания у детей с ЗПР отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.

Внимание младших школьников с задержкой психического развития характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Задержка психического развития
С точки зрения нарушения познавательной деятельности можно выделить следующие основные формы аномального психического развития: умственная отсталость – стойкие нарушения психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познават ...

Значение и содержание игровой деятельности в школьном возрасте
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра только внешне кажется безза ...

Зарубежный опыт религиозного образования в светских школах
Проблема религиозного образования подняла множество проблем, такие как: реализация принципа свободы совести, мысли и вероисповедания в многонациональном и многоконфессиональном демократическом государстве, отделение государства от церкви и церкви от государства, атеистические установки, пропагандир ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru