Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Можно выделить несколько этапов формирования понятий. На схеме изображены 5 этапов формирования понятий и задачи, которые необходимо решать на каждом из этапов.
На начальном этапе, при раскрытии важности изучения данного понятия, в возбуждении интереса учащихся к его изучению, в побуждении школьников к целенаправленной и активной деятельности на уроке. Перед учащимися необходимо поставить такие задачи, как:
задачи на применение ранее изученных понятий,
задачи практического характера.
Необходимо подготовить учащихся к предъявлению нового материала. Все слова, которые учащиеся будут использовать в определении, должны быть им понятны.
На следующем этапе выделяются существенные свойства понятия. Для этого используются примеры и упражнения, которые акцентируют внимание учащихся на существенных свойствах. Итогом этого этапа является формулировка определения понятия. На этапе усвоения каждое существенное свойство, используемое в определении, становится объектом изучения. Обеспечивается запоминание определения понятия. Выделяем следующие задачи на данном этапе:
задачи на применение ранее изученных понятий, задачи практического характера,
задачи на моделирование объектов,
удовлетворяющих указанным свойствам и задачи на формулировку определение понятия.
На третьем этапе происходит усвоение понятия учащимися. Здесь решаются такие задачи, как:
задачи на применение ранее изученных понятий,
задачи практического характера,
задачи на моделирование объектов, удовлетворяющих указанным свойствам,
задачи на формулировку определение понятия,
задачи на понимание смысла слов в определении понятия,
задачи на распознавание объектов, принадлежащих объему понятия,
задачи на запоминание определения понятия.
Далее происходит использование понятия в конкретных ситуациях. На данном этапе учащиеся, решая систему задач, овладевают умениями переходить от понятия к его существенным свойствам и обратно.
Решаются следующие задачи:
задачи на распознавание объектов,
задачи на выделение следствий из определения понятия,
задачи на применение понятия в различных ситуациях,
задачи на составление родословной понятия.
Конечным этапом является систематизация материала, когда определяется место данного понятия в системе других понятий. Это достигается установлением связей между отдельными понятиями и систематизацией материала по различным основаниям, обобщением и конкретизацией понятия. Учитывая, что система задач является основным средством формирования понятий в средней школе, сопоставим каждому этапу формирования понятия соответствующие ему задачи:
задачи на составление родословной понятия,
задачи на установление связей изучаемого понятия с другими понятиями,
задачи на выделение следствий из определения понятия.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что принцип формирования системы понятий по информатике включает в себя два фактора: систему задач, которая является основным средством формирования понятий в средней школе и непосредственно сами понятия, которые необходимо давать в системе.
Это интересно:
Формирование навыков внеситуативных форм общения у старших дошкольников с
ЗПР с использованием элементов социально-психологического тренинга
На этом этапе работы наши усилия были сосредоточены на преодоление ситуативности в контактах дошкольников со взрослыми, их вовлечение в доверительные беседы на познавательные и личностные темы. В организационном и методическом плане рассматривают три основные этапа проведения СПТ: подготовительный, ...
Изучение особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой
психического развития
Исследование восприятия устной речи: 1.Исследование состояния звукопроизношения. Осуществлялось общепринятыми в логопедической практике методами. Оценка состояния звукопроизношения: -Правильное произношение всех звуков - 4 балла -Нарушение произношения 1 группы звуков - 3 балла -Нарушение произноше ...
Становление и развитие клубных учреждений
В многочисленных отечественных и зарубежных источниках понятие «клуб» трактуется неоднозначно. Так, исследователь проблем этимологии Макс Фасмер в своем «Этимологическом словаре русского языка» указывает, что произношение «клуб» пришло в русскую речь через немецкое klub «клуб», а форма с «о» «клоб» ...