Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методика формирования понятийного аппарата при обучении школьников

Страница 2

Можно выделить несколько этапов формирования понятий. На схеме изображены 5 этапов формирования понятий и задачи, которые необходимо решать на каждом из этапов.

На начальном этапе, при раскрытии важности изучения данного понятия, в возбуждении интереса учащихся к его изучению, в побуждении школьников к целенаправленной и активной деятельности на уроке. Перед учащимися необходимо поставить такие задачи, как:

задачи на применение ранее изученных понятий,

задачи практического характера.

Необходимо подготовить учащихся к предъявлению нового материала. Все слова, которые учащиеся будут использовать в определении, должны быть им понятны.

На следующем этапе выделяются существенные свойства понятия. Для этого используются примеры и упражнения, которые акцентируют внимание учащихся на существенных свойствах. Итогом этого этапа является формулировка определения понятия. На этапе усвоения каждое существенное свойство, используемое в определении, становится объектом изучения. Обеспечивается запоминание определения понятия. Выделяем следующие задачи на данном этапе:

задачи на применение ранее изученных понятий, задачи практического характера,

задачи на моделирование объектов,

удовлетворяющих указанным свойствам и задачи на формулировку определение понятия.

На третьем этапе происходит усвоение понятия учащимися. Здесь решаются такие задачи, как:

задачи на применение ранее изученных понятий,

задачи практического характера,

задачи на моделирование объектов, удовлетворяющих указанным свойствам,

задачи на формулировку определение понятия,

задачи на понимание смысла слов в определении понятия,

задачи на распознавание объектов, принадлежащих объему понятия,

задачи на запоминание определения понятия.

Далее происходит использование понятия в конкретных ситуациях. На данном этапе учащиеся, решая систему задач, овладевают умениями переходить от понятия к его существенным свойствам и обратно.

Решаются следующие задачи:

задачи на распознавание объектов,

задачи на выделение следствий из определения понятия,

задачи на применение понятия в различных ситуациях,

задачи на составление родословной понятия.

Конечным этапом является систематизация материала, когда определяется место данного понятия в системе других понятий. Это достигается установлением связей между отдельными понятиями и систематизацией материала по различным основаниям, обобщением и конкретизацией понятия. Учитывая, что система задач является основным средством формирования понятий в средней школе, сопоставим каждому этапу формирования понятия соответствующие ему задачи:

задачи на составление родословной понятия,

задачи на установление связей изучаемого понятия с другими понятиями,

задачи на выделение следствий из определения понятия.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что принцип формирования системы понятий по информатике включает в себя два фактора: систему задач, которая является основным средством формирования понятий в средней школе и непосредственно сами понятия, которые необходимо давать в системе.

Страницы: 1 2 

Это интересно:

Общие вопросы физического и умственного воспитания дошкольников
Умственное воспитание дошкольников имеет свои специфические особенности и определяется как планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе поз ...

Лингвистические основы формирования словообразовательной стороны речи у дошкольников
" . Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи" (Л. С. Выгодский).Вот почему среди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача обучения родному язы ...

Виды пиломатериалов
Создать деревянные изделия – мебель или токарную деревянную посуду, игрушки или декоративные вазы – может только мастер, хорошо знающий природные особенности дерева, виды лесоматериалов, их возможности, знающий технологию обработки дерева. Непростое это дело, но оно приносит большое творческое удов ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru