Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Коллектив – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.
Есть и такое определение коллектива: группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы ценным и личностно значимым содержанием просоциальной деятельности.
Детский коллектив – детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого ее члена.
Коллектив дает личности следующее:
— удовлетворяет потребности личности в общении и самоутверждении;
— является сферой ее жизнедеятельности (человек постоянно находится в каких-то объединениях, вступая в разнообразное взаимодействие и взаимоотношения с другими людьми);
— передает богатый эмоциональный опыт;
— передает поведенческий опыт, социальная ценность которого очень значима в последующей жизни человека;
— создает условия через общение и взаимодействие с другими познать себя, свои достоинства и проблемы;
— предоставляет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться, избрав то, что интересно, соответствует силам и способностям.
Исследование проблемы воспитания коллективизма предполагало изучение возможностей воспитания у детей в различных видах деятельности: ответственности (К.А. Климова), взаимопомощи (Л.А. Пеньевская, С.А. Козлова, М. Мирзаабдуллаева, И.В. Сушкова), дружеских отношений (Т.А. Маркова, А.В. Булатова) и др.
В игре со сверстниками ребёнок лучше усваивает значение правил и необходимость их соблюдения: в коллективной игре воспитываются воля, выдержка, самообладание; игра учит совместному, коллективному действию, вырабатывая умение владеть собой; игра воспитывает в ребятах определенную организованность. «В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения. Такие игры вырабатывают детей-организаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за собой других, организовывать их».
Функции коллектива, которые можно выделить:
Регулятивная — носитель и пропагандист определенных мировоззренческих, нравственных и социальных установок.
Организационная — основная форма организации детской жизнедеятельности.
Консолидационная (объединяющая) — форма объединения, сплочения, кооперации.
Стимулирующая — побуждение личности к нравственно ценной деятельности и торможение негативных намерений и поступков.
Воспитательная — целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем и формирующее взаимодействие.
В условиях совместной жизнедеятельности у воспитанников формируются коллективистические, гуманистические установки, уважение к другим людям, способность активно откликаться на нужды других людей, жить общественными интересами, готовность к взаимопомощи. Это во многом определяется социально-психологическим климатом коллектива.
Социально-психологический климат коллектива — эмоциональная атмосфера, складывающаяся в коллективе и отражающая систему межличностных отношений в нем. Способствует постоянному воспроизводству ценностных отношений каждым членом коллектива вне зависимости от присутствия либо отсутствия педагогического контроля, когда воспитанники в полной мере выступают субъектами проявляемых отношений. Социально-психологический климат зависит от степени сплоченности коллектива, удовлетворенности людей пребыванием в нем, процессом и результатом своей деятельности.
Это интересно:
Проблемы и особенности дисциплины
Фундамент трудовой дисциплины закладывается уже в школьные годы. Ученик должен прочно усвоить правила дисциплины труда и его разновидности - учения, вырабатывать привычку организованного поведения, научиться беречь своё и чужое время, осознавать значение дисциплины, как условия успешного овладения ...
Методические аспекты использования игры в обучении истории
А.С. Макаренко, большой знаток ребячьих душ, часто в своих трудах возвращается к вопросу о роли игры в жизни детей. Многие педагоги, признавая, что в дошкольном возрасте игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка, забывают о том, что и в последующие годы она продолжает остават ...
Методика чтения и
рассказывания художественного произведения на занятиях
Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях. Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой. Основными методами являются следующие: 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. ...