Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
5. Профессия типа “Человек – художественный образ”.
6. Пути получения профессии
Значительное место необходимо отвести активизирующим методикам, которые направлены на формирования школьника и на вооружение его доступными средствами для реализации своих перспектив. Это профориентационные игры, игровые упражнения, дискуссии, активизирующие и ценностно-смысловые опросники.
II. Диагностика личностных особенностей, интересов, способностей, направленности личности школьников
Для данной работы могут использоваться следующие методики. Достоинством данных методик является то, что кроме диагностической информации, они несут в себе и активизирующий потенциал.
- Исследование направленности личности (методика Кейрси).
- “Карта интересов”.
- Методика исследования социальной направленности личности Дж. Голланда.
- Методика “Мотивы выбора профессии”.
- Анкета “Ориентация” (хочу, могу, надо).
- ЛПП (автор Пряжников Н.С).
- Исследование интеллектуальных особенностей учащихся.
Каждое занятие включает в себя теоретическую часть, на которой учащиеся знакомятся с необходимыми сведениями по основам психологии и профессиоведения, и практическую часть, где отрабатывают практические навыки принятия решения бесконфликтного общения и т.д.
Если занятия не построить по такой схеме, то они будут скучными, утомительными, неинтересными. Важно, чтобы подбор практических методик, иллюстрирующих теоретические вопросы, занимал большую часть, чем теория.
Для проведения занятий необходимо использовать следующие формы и методы: беседы, диагностические методики, творческие задания, экскурсии. Очень важно при подборе методик использовать принцип разнообразия. Кроме того, необходимо подобрать такие методики, где учащиеся могли обсудить результаты со своими родителями.
III. Планирование профессионального пути
1. Современный рынок труда и его требования.
Понятие рынка профессий. Самостоятельность и ответственность в профессиональной деятельности. Коллективность трудового процесса. Профессионализм и самосовершенствование. Возможности получения профессионального образования в нашем регионе.
2. Мотивы и основные условия выбора профессии.
Понятие о мотивах выбора профессии. “Хочу – могу – надо” - необходимые условия правильного выбора.
3. Перспективы профессионального старта.
Навыки самопрезентации. Как правильно составить резюме. Правила поведения на собеседовании. Интервью при приеме на работу (ролевая игра).
4. Построение образа профессионального будущего.
Планирование карьеры. Цепочка ближних и дальних целей. Пути и средства достижения целей. Внешние и внутренние условия достижения целей.
5. Подготовка к будущей карьере.
Психологический портрет личности. Ролевая игра “Встреча через 10 лет”.
6. Итоговое занятие “Перелистывая страницы”.
Обобщение приобретенных учащимися знаний и умений, необходимых для принятия решения при выборе профессии и планирования своего профессионального пути.
Таким образом, в соответствии с темой исследования были выявлены следующие проблемы: работа по профориентации в старших классах является малоэффективной, значительное число учащихся не определены с выбором профессии, мало внимания уделяется изучению личностных особенностей школьников, ознакомлению с миром профессий.
На основе анализа данных проблем и существующих программ была составлена программа по профориентации для старшеклассников.
Социальная роль школы как ведущего учебно-воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Учитель помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться в трудности правильного выбора профессии их ребенком. Учитель должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.
Это интересно:
Виды методической продукции
Методисты и педагоги дополнительного образования оформляют результаты своей деятельности в трех основных видах методической продукции: информационно-пропагандистской, организационно-инструктивной прикладной. 1. Информационно-пропагандистская методическая продукция содержит сведения, подлежащие расп ...
Правовой статус доходов
Школа вправе вести предпринимательскую и иную, приносящую доход, деятельность, предусмотренную п.2 ст. 47 закона «Об образовании» РФ. Причем учредитель вправе приостановить предпринимательскую и иную, приносящую доход, деятельность, если она идет в ущерб образовательной, предусмотренной уставом, до ...
Значение использования индивидуального способа для воспитания младших
школьников
Индивидуальный метод – главный психолого-педагогический тезис, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности всякого ребенка. Индивидуальный метод нужен по двум причинам: во-первых, он обеспечивает личностное своеобразие в становлении детей, дает в ...