Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Анализ понятия «мышления», его сущностные характеристики и виды

Педагогика и воспитание » Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии » Анализ понятия «мышления», его сущностные характеристики и виды

Страница 1

Мышление является объектом изучения многих наук, анализирующих его в различных аспектах и с различных точек зрения. Философия изучает мышление в его отношениях к бытию. Логика изучает правила и формы мышления в его движении к истинному знанию. Физиология – как естественный процесс, как функцию мозга. В кибернетике мышление рассматривается как информационный процесс, реализуемый современными техническими устройствами и моделированием логических операций. Психология изучает мышление как реальную психическую деятельность конкретного субъекта, исследует, как возникает и развивается мышление, какова его структура, как оно взаимодействует с различными видами деятельности, с другими сторонами сознания и качествами личности, к каким результатам приводит.

С. Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» дает такую характеристику «мышлению»: «…это опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщенное познание объективной реальности»

В «Толковом словаре живого великого языка В. И. Даля» под редакцией Шахматова Н. В. «мышление – это познавательное деятельность личности, характеризующаяся обобщенным опосредованным отражением действительности. Можно понимать как интеллект в действии».

В обоих источниках «мышление» рассматривается как обобщенное и опосредованное отражение действительности.

Столяренко Л. Д. добавляет к этим определениям, что мышление – это «форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами»

В философском словаре под редакцией И. Т. Фролова свой взгляд на это понятие: «мышление - …высший продукт особым образом организованной материи – мозга»

В психологическом словаре под редакцией В. В. Давыдова мышление рассматривается «как психический процесс» и «высшая форма творческой активности человека»

Столяренко Л. Д. выделяет функции мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия; и задачи мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений

Прежде всего, мышление является познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъектов на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Мышление – это движение идей, раскрывающие суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нею действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Рассмотрим основные виды мышления (Рис. 1.).

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамичных особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Например, открытие периодического закона элементов Д. Менделеевым. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана проекта, схемы. Одна из важнейших особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого лимита времени. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление подчас более сложным, чем теоретическое.

Рис. 1. Основные виды мышления у человека

Страницы: 1 2

Это интересно:

Физическая подготовка школьника
Физическая подготовка школьника делится на три этапа по периодам обучения. В младшем звене преимущественно нужно развивать общую выносливость посредством постепенного увеличения количества движения во всех разделах школьной программы. Наиболее перспективными качествами нужно признать развитие ловко ...

Методика обучения технологии
Методика обучения технологии как отрасль педагогической науки имеет свои объекты, задачи и методы исследования. Объектом изучения служит процесс трудового обучения, включая все его стороны: содержание учебного материала, методы преподавания, познавательную деятельность учащихся, результаты обучения ...

Особенности развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Ведущим механизмом развития грамматической строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия. Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru