Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В программе Н.Ф. Виноградовой значительное место занимают творческие задания, которые, несомненно, представляют элементы занимательности, которые больше подходят для разработки индивидуальных заданий. Автор отводит и значительное место игре, рассматривает ее как обязательную структурную часть урока и индивидуального задания. Весь курс «Окружающий мир» позволяет младшему школьнику грамотно воспринимать отдельные предметы и окружающий мир в целом. Данный учебник научен, конкретен, доступно воспринимается младшими школьниками, носит исследовательский, проблемный характер, позволяет успешно работать с младшими школьниками разного возраста, уровня подготовки, предполагает использовать на уроке разные методические приемы, помогает отслеживать результаты обучения и развития младших школьников. Комплект включает и дополнительные тетради для рисования.
Оба автора ориентируют свой курс на применение различных методов и форм обучения (Таблица 1).
Таблица 1
Методы и формы обучения на уроках «Окружающий мир»
Методы обучения | |
Словесные - рассказ, беседа, инструктаж, работа с книгой + дополнительная литература (художественная, научно-популярная, справочная) | |
Группа наглядных методов - работа с картинами, рисунками учебника. | |
Практические - наблюдения, опыты, эксперименты. | |
Игровые - дидактические, имитационные, театрализация. | |
Методический активиз - моделирование, творческие работы младших школьников (написание сочинений, рисование, лепка). | |
Формы обучения | |
Уроки, которые должны проходить вне школы (в природе, музее, выставке, библиотеке, предприятии) – дискуссия по проведенным урокам в классе. | |
Уроки в классе, где основной вид деятельности - дискуссия. |
Необходимо так же отметить, что индивидуальные задания не должны быть направлены только на закрепление изученного материала, оно должно быть продолжением урока, поэтому его можно сопоставить с различным методом урока.
Помимо методов и форм обучения на уроках «Окружающий мир» очень важен текущий контроль за усвоением материала, он проводится на разных этапах урока в виде:
Опроса по карточкам – заданиям обучающего характера. Такие задания применяются для первичного закрепления материала, для формирования основных умений, для организации индивидуальной работы по восполнению пробелов в знаниях младших школьников.
Комбинированного опроса.
Проверочных, самостоятельных, контрольных работ разноуровневого характера.
Опроса с выборочной системой ответов: карточек – заданий для самоконтроля, такие карточки дают возможность самостоятельно проверить усвоение материала темы.
Тестов, позволяющих проводить оперативный контроль за усвоением материала и подготовленности младших школьников к восприятию нового материала.
Быстрому и качественному контролю знаний младших школьников способствует:
организация разноуровневого контроля, индивидуальный контроль;
возможность организовать реальную дифференцированную работу с младшими школьниками
воспитание у младших школьников настойчивости, стремления добиться результата в работе
выработка навыков самостоятельной работы.
На уроках рекомендуется постоянная смена видов деятельности на основе дробности, которая представлена в следующей последовательности:
решение логических задач (начало урока) - разминка
игра (кроссворды, ребусы, загадки)
работа с текстом (с учебником или другой литературой)
практическая деятельность (рисование, лепка, моделирование)
другие средства обучения
Такая структура позволяет каждому из младших школьников выполнять работу на посильном для него уровне и вместе с тем ставит его перед необходимостью подняться до уровня коллективных достижений, обеспечивает развитие познавательной активности и самостоятельности младших школьников.
Это интересно:
Структура пространственного мышления
Среди всех видом мышления (конкретно-действенное, наглядно-образное, эмпирическое, теоретическое и др.), изучаемых возрастной и педагогической психологической, особое место занимает пространственное мышление - особый "вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образо ...
Виды пиломатериалов
Создать деревянные изделия – мебель или токарную деревянную посуду, игрушки или декоративные вазы – может только мастер, хорошо знающий природные особенности дерева, виды лесоматериалов, их возможности, знающий технологию обработки дерева. Непростое это дело, но оно приносит большое творческое удов ...
Виды и группы педагогических конфликтов
Система образования как социальный институт взаимодействует со всеми сферами общественной жизни. Поэтому на макро-уровне противоречия и конфликты в социально-педагогическом процессе возникают между системой образования и обществом. На среднем уровне линии противоречий проходят: • между администраци ...