Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В V классе можно указать ряд упражнений, в которых учащиеся имеют дело в скрытой форме с переменными величинами. К ним относятся упражнения на изменение суммы, разности, произведения и частного дроби.
Например, вопрос, как изменится произведение, если множитель увеличить в 2 раза, связан с изменением произведения в зависимости от изменения множителя. Чтобы приучать к понятию переменной величины, можно вопрос задать иначе: как изменится произведение, если один множитель увеличить в 2 раза? В 3 раза? В 4 раза? В 5 раз? Такие упражнения дадут пятиклассникам некоторое представление о переменных величинах. Полезно при записи решения подобных упражнений использовать таблицы. Они наглядны и в то же время это табличная запись функциональной зависимости.
Пример: Как изменится сумма двух чисел, Если второе слагаемое увеличить на 1, 2, 3, 7, 12, 20, 30, 50, 92?
После устного ответа учеников им можно показать процесс изменения суммы, когда один из компонентов остается неизменным, а другой меняется, c помощью таблицы. Таблице можно придать следующий вид:
Первое слагаемое |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Изменение второго слагаемого |
+1 |
+2 |
+3 |
+7 |
+12 |
+20 |
Изменение суммы |
+1 |
+2 |
+3 |
+7 |
+12 |
+20 |
Рассматривая эту таблицу, легко установить зависимость результата от величины второго слагаемого и характер изменения суммы. Так, можно предложить ученикам сравнить изменение второго слагаемого и соответствующее изменение суммы. Второе слагаемое увеличено на 1, 2, 3, 7…, сумма, соответственно увеличилась на 1, 2, 3, 7…
Затем полезно дать такие упражнения, в которых изменяются оба слагаемых.
Аналогичные упражнения дают и на изменение разности, произведения, частного (дроби). Термины учащимся не сообщают, но обращают их внимание на то, что в задаче величины принимают различные значения.
В 5 классе при повторении и изучении геометрического материала появляется возможность углубить понятие о переменной величине. Так, например, периметр прямоугольника при выбранной длине основания будет меняться в зависимости от высоты прямоугольника. Длина периметра при длине основания, равной 4 единицам, и меняющейся высоте будет выражаться: Р=8+2х.
Такая же работа может быть проведена при нахождении площади прямоугольника, у которого длина основания 4, а высота меняется.
При решении текстовых задач в 5 классе ученики используют различные функциональные зависимости.
Наиболее часто встречаются зависимости:
- путь, скорость и время;
- стоимость, цена и вес;
- стороны и периметр квадрата, прямоугольника;
- стороны и площадь прямоугольника;
- работа, оплата и время работы и т. д.
Знание учениками этих зависимостей – залог успешного решения задач на составление уравнений и последующего изучения функциональной зависимости в алгебре.
Задачи по математике можно задать так, что некоторые величины предстанут как переменные.
Задача 1.
Велосипедист проезжает за час 12 км. Сколько проедет он за 1 час; 1,5 часа; 2 часа; 2,5 часа; 3 часа?
Это интересно:
Методы и формы организации контроля
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся ...
Особенности построения и проведения интегрированных уроков
Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся. Одно из напр ...
Значение театрализованных игр во всестороннем развитии дошкольников
Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театрализованные игры, которые близки и понятны как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а ...