Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Пути и средства трудового обучения в разработке Сухомлинского

Педагогика и воспитание » Проблема обучения в трудах В.А. Сухомлинского » Пути и средства трудового обучения в разработке Сухомлинского

Страница 1

В. А. Сухомлинский огромное значение придавал трудовому обучению ребенка. «Общественная значимость производительного труда, говорил он, определяется тем, насколько законченной, завершенной является та или иная конкретная работа. Есть школы, в которых воспитанники трудятся немало, но воспитательная ценность этого труда значительно снижается потому, что ни одно дело не доводится до конца. Школьники приходят на работу тогда, когда ощущается нехватка рабочих рук, они делают дело в «пожарном порядке»… а ведь труд необходим человеку так же, как пища, он должен быть регулярным, систематическим.

Поэтому педагогический коллектив Павлышской школы стремился, чтобы в школьные годы воспитанники не просто трудились, но и обязательно начинали и завершали определенные виды работы, переживали все этапы трудового процесса – от осознания цели… до глубокого удовлетворения его результатами.

Великий педагог говорил: «Если воспитанник вовлечен в продолжительную трудовую деятельность, если, повседневно занимаясь ею, он достиг определенных результатов, наступит время, когда его будет побуждать к труду не воля воспитателя, а его собственное, внутреннее влечение». И с этим нельзя не согласиться, но при условии, что это есть неизбежное следствие длительной трудовой деятельности, направленной на достижение поставленной цели. Ведь по мнению В. А. Сухомлинского «внутренне побуждение к труду является дисциплинирующей силой, которая воспитывается только в процессе выполнения продолжительного трудового задания».

Все мы знаем о том, что заставить ребенка трудиться умственно очень трудно, заставить трудиться физически значительно легче. В сочетании же физического и умственного труда Сухомлинский видел «решающее средство воспитания трудолюбия у самых запущенных, обленившихся детей, которых родители никогда не заставляли трудиться».

Педагог говорил: «Таких учеников мы сначала заставляем выполнять определенный объем физического труда, постепенно добиваясь, чтобы в этом труде они видели путь к какому-то – пусть вначале незначительному – познанию, подчинению сил природы. Если человек стал относиться к физическому труду как к средству достижения общественной и интеллектуальной цели, значит, лень у него уже преодолена, путь к воспитанию трудолюбия уже открыт».

Мне особенно близка идея педагога о том, что «необходимо добиваться того, чтобы каждый воспитанник поработал как можно дольше вместе со взрослым человеком, для которого труд – счастье, наслаждение. Сопереживание чувства радости от труда – это азбука самовоспитания. Тот, кто глубоко переживал это чувство в детстве, стремится быть лучше в глазах общества. Самовоспитание, таким образом, становится активной формой участия в духовной жизни общества».

Я вспоминаю собственные школьные годы и начинаю понимать, насколько важно участие педагога в привитии у ребенка чуткого отношения к труду. Ведь педагогическое руководство трудовой самодеятельностью заключается в том, что ребенок чувствует рядом с собой вдохновение, увлеченность трудом. Если труд учителя является образцом для ученика, вызывает у него восхищение, то учитель становится его любимым человеком.

Мне показалась очень замечательной и ценной идея великого педагога о том, что «нет в мире такого равнодушия, такого безразличия к делу, которое могла бы устоять перед творческим вдохновением учителя или старшего школьника, влюбленного в труд». Если педагог видел, что ребенок ко всему безразличен, что его ничто не интересует, он начинал раздумывать, с кем из учителей или старшеклассников надо сблизить этого трудного ребенка. А ведь именного с этого начинается индивидуальный подход к ребенку.

Бесспорно, что исключительно сильное влияние оказывает на детей то, что какой-нибудь труд в одинаковой мере увлекает и их, детей, и учителя. В таком труде открываются детские сердца, ребенок становится другом, товарищем учителя. В.А. Сухомлинский пишет: «Весной мы вместе с детьми пересаживаем цветы, ухаживаем за ними, сажаем деревья. На маленького ребенка производит большое впечатление то, что учитель умеет сделать прививку плодового дерева, сделать красивую цветочную клумбу. Трудовое обучение на этом этапе является совместным трудом учителя и ребенка. Мы вместе с детьми работаем не только на участке, но и в мастерских и рабочих комнатах, конструируем модели машин и механизмов. Совместная работа с детьми – это самые радостные часы нашего педагогического труда».

В заключении хотелось бы отметить, что так важно помнить эти золотые слова великого педагога. Ведь целью каждого учителя является воспитание личности, готовой трудиться на благо общества с полной самоотдачей и благоговением перед самим процессом созидания.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Роль и место способов интеграции в начальной школе
Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в развитии является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается нами как конечная цель специального обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, явля ...

Особенности проявления нравственно-экономической воспитанности у детей 6-7 лет
Изучение особенностей проявления нравственно-экономической воспитанности у детей подготовительной группы позволило выявить, что 13% детей проявляют бережное отношение к своим вещам, при просьбе других детей поиграть с их игрушкой, выдвигают требования: "Сильно не нагружайте!" (Рома Д.). 3 ...

Основы теории физического воспитания
Уже в XVI-XVII вв. в разработке теоретических концепций обучения Я.А.Коменским утверждается идея единства образования ума, души и тела. Разработкой научных основ физического воспитания активно занимались И.М. Сеченов (1829-1905), П.Ф. Лесгафт (1837-1909) и др. В разработке педагогических инноваций ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru