Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В. А. Сухомлинский отмечает, что некоторые критики программ у учебных планов средней школы видят их недостаток в том, что они «перегружены гуманитарными предметами в ущерб предметам естественного цикла». Высказываются требования сократить гуманитарный материал в программах и тем самым улучшить подготовку молодежи к практической деятельности, устранить отрыв обучения от жизни.
Но мы с вами точно знаем, что если следовать этой критике, то можно прийти к выводу, что изучение предметов гуманитарного цикла не имеет никакого отношения к воспитанию всесторонне развитой гармонической личности. Это крайне примитивный взгляд. В. А. Сухомлинский отмечает, что «подготовка к жизни и деятельности не исчерпывается овладением узким кругом умений и навыков». И с этим нельзя не согласиться.
Поэтому я полностью согласна с великим педагогом в том, что гуманитарные предметы должны быть важнейшим средством, формирующим и направляющим духовную жизнь школьников, помогающим им осмыслить себя в этом мире.
В. А. Сухомлинский отмечает, что музыка есть могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление, речь.
Василий Александрович пишет, что задача школы не просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым».
Современность, как считал Сухомлинский, наиболее обеспечивает развитие гармоничной личности. Поэтому тезис: «вход в тот дворец, имя которому – знания, образованность, приобщение к богатствам человеческой культуры, мыслился и переживался как величайшее благо нашего строя, нашего общества .» должен стать обязательным для любого представителя молодого поколения нашей страны.
Великий педагог говорит о том, что «истинная, настоящая радость в учении, истинный успех и самое ценное для педагога переживание – в труде мысли».
Вся методика Сухомлинского направлена на одно: увеличить долю умственного труда ребенка, заставить, научить его ум трудиться, пробудить в ребенке любовь к умственному труду, к труду мысли.
И вот мы вновь стоим перед вопросом: как? Как научить ребенка труду мысли?
Многие ребята не знают радости внезапного пробуждения мысли.
Мне очень близка точка зрения педагога о том, что мысль ребенка начинает работать, если повести класс в лес, на луг, в поле, и там задавать детям тысячу вопросов «почему?», и там ждать на них ответа и добиваться его.
Я иногда пробую такие прогулки с детьми в собственной практике, и только тот педагог, который знает, что это такое, никогда не спутает ни счем истинный вкус эмоциональной радости и совместного переживания красоты. Ведь именно совместное стремление понять и дают это желанное пробуждение мысли – «эмоциональное пробуждение», как говорит Сухомлинский.
Труд мысли невозможен, если нет творчества. Дети у Сухомлинского начинают складывать сказки еще до того, как выучиваются писать, пишут огромное количество маленьких сочинений с первого класса и до окончания школы. А если подростку, считает Сухомлинский, не дать возможности делать что-то творческое, то он вообще не станет учиться.
Я думаю, что Сухомлинский был прав, когда говорил, что каждый учитель должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Как писал Сухомлинский: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности». И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек, которые не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино.
Это интересно:
Реализация педагогической поддержки детей 3-4 лет в период
адаптации в ДОУ
Реализация основной части «Программы педагогической поддержки семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ» была организована нами в период с 24.09.2012 по 23.11.2012г. Все мероприятия организованные нами с участниками педагогического процесса проходили строго в соответствии с Перспективным планировани ...
Историческая практика и теории закрытых
общественных систем воспитания
История закрытых общественных систем воспитания представляет собой не что иное, как попытку диалектического развития антитезиса (воспитания как особой формы человеческой деятельности) обособленно от тезиса (общечеловеческой деятельности). Но, как известно, в силу Диалектики обособившаяся противопол ...
Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере
Общение с компьютером для дошкольника не является привычным видом деятельности. Оно требует максимальной мобилизации внимания, концентрации силы. Нередки случаи, когда дети с трудом осваивают навыки общения с компьютером и управления им, некоторые наотрез отказываются учиться на нем работать. Но и ...