Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников

Педагогика и воспитание » Место и роль моделей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей старшего школьного возраста » Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников

Страница 3

Прежде чем помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении, необходимо осознать цель и смысл оказания помощи, чётко представлять перспективы и ограничения развития личности в зависимости от выбора профессии и дальнейшего профессионального образования. Недостаточно дать рекомендации учащемуся, какая профессия подходит; необходимо обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего обучающийся сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.

Одним из таких условий должен стать учет потребностей народного хозяйства в специалистах определенного профиля на каждом конкретном историческом этапе развития общества, поскольку проблема противоречия между потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи стоит сегодня очень остро. Для решения этого противоречия необходимо выполнение следующих условий: помощь в становлении полноценного субъекта своей профессиональной жизни; оказание своевременной помощи и поддержки; научение самостоятельно преодолевать трудности; предоставление свободного выбора. При этом также нужно не забывать, что учет индивидуальных характеристик, знание возрастных особенностей и учет потребностно-мотивационной сферы при выборе профессии также являются неотъемлемой частью психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников.

Выполнение ряда перечисленных выше условий позволит разрешить многие вопросы, связанные с трудоустройством и запросами современного рынка труда.

Система психолого-педагогической деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников предполагает прохождение следующих этапов:

1. Диагностический – фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с учащимся, вербализация постановки проблемы (проигрывание ее с учащимся), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости для ребенка.

2. Целеполагания – определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего.

3. Поисковый – организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы, взгляд на ситуацию со стороны.

4. Договорно-установочный – проектирование действий педагога и учащегося (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений, заключение договора в любой форме и готовность оптанта, обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания действий по отношению к проблеме.

5. Содержательно-деятельностный – когда действует либо сам учащийся: со стороны педагога – одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы; либо когда действует сам педагог: координация действий специалистов, прямая безотлагательная помощь учащемуся.

6. Рефлексивно-коррекционный – совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы, переформулирование затруднения и, при необходимости, исправление хода совместной деятельности.

Психолого-педагогическая служба в школе должна осуществлять следующие виды деятельности, благодаря которым должно улучшиться качество подготовки оптантов к профессиональному самоопределению. Во-первых, это психодиагностический минимум, который служит источником информации об учащемся. Он носит дифференциальный характер, что позволяет условно разделить всю обследованную группу детей на две подгруппы – «психологически благополучных» детей, обладающих своими особенностями психического и личностного развития, не приведших в настоящее время к выраженным проблемам обучения, взаимодействия и самочувствия в школьной среде, и детей «с проблемами обучения и развития». Данный факт принципиально важен с точки зрения последовательности дальнейших профессиональных действий психолога в отношении определенного учащегося. В этом случае сопровождающая работа со школьниками будет осуществляться в рамках всего цикла работы с данной параллелью. Этот цикл состоит из нескольких основных этапов – постановки и уточнения проблемы, а также ее решения. Постановка и решение проблемы в значительной степени – это диагностическая работа, решение проблемы закладывается на психолого-педагогическом консилиуме и осуществляется в целой системе конкретных мероприятий. Таким образом, на этапе подготовки к психолого-педагогическому консилиуму активную сопровождающую работу осуществляют психолог и классный руководитель, собирая информацию о школьниках, завуч и школьная администрация оказывают организационную поддержку, педагоги-предметники и родители выступают основными «поставщиками» информации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Основные средства и формы методической помощи
Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы ДОД школ и дошкольных учреждений. Методическая помощь осуществляется различными средствами – консультированием, методическим руководст ...

Формирование личности. Развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста
«Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира» - Д.И. Писарев. Ситуация развития человеческого индивида обнаруживает свои особенности уже на самых первых этапах ...

Влияние условий орфографического навыка на развитие орфографической зоркости младшего школьника
Место проведения: МОУ "Маркушевская средняя общеобразовательная школа" Тарногского района. Задачи практической части исследования: Подобрать задания, направленные на развитие орфографической зоркости младших школьников. Провести их с учащимися. Оценить результаты проделанной работы. Метод ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru