Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Сущность понятий о компетенции и компетентности

Страница 3

«Понятие компетентности», – согласно разработчикам «Стратегии модернизации содержания общего образования», – «включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т. д.». При этом компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции.

Сегодня, компетентностный подход – попытка привести в соответствие образование и потребности рынка, сгладить противоречие между учебной и профессиональной деятельностью. Эта педагогическая инновация не антагонистична утвердившимся в педагогической науке деятельностному и личностно-ориентированному подходам. Все они находятся «в условиях паритетной комплементарной оппозиции, взаимодополняя и обогащая идею эффективной социализации личности». Необходимость введения компетентностного обучения обусловлена процессами гармонизации «архитектуры» европейской системы высшего образования, сменой основополагающих педагогических принципов, богатством понятийного содержания нового термина, а также предписаниями «Концепции модернизации российского образования до 2010 года».

Базовыми категориями нового подхода являются паранимичные понятия компетентность и компетенция. Являясь междисциплинарными, «космополитическими» (Н. С. Сахарова), они имеют как общие категориальные признаки, так и специфические черты. В теории и методике современного профессионального образования рассматриваемые термины часто употребляются неоднозначно и не разграничиваются.

Оба термина (этимологически восходящие к латинскому competentis – способный, или competere – требовать; соответствовать; быть годным, способным к чему-нибудь), получили распространение в педагогической науке относительно недавно, хотя первое упоминание слова «компетенция» было зафиксировано в словаре Webster еще в 1956 году. В современном «Толковом словаре иноязычных слов» компетенция трактуется как «осведомленность в каком-нибудь круге вопросов, какой-нибудь области знания», а «компетентный» – как «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области», «обладающий компетенцией».

В огромном количестве существующих определений можно найти общие элементы, выявляющие категориальную суть данного концепта. Так, компетенция интерпретируется как:

– предметная область, о которой индивид хорошо осведомлен;

– базовая характеристика индивида, глубокая и устойчивая часть личности, по которой можно предсказать поведение человека в широком спектре жизненных и профессиональных ситуаций ;

– некоторые внутренние, потенциальные психологические новообразования, которые затем выявляются в деятельности ;

– интегративная совокупность характеристик (знания, умения, навыки, способности, мотивы, убеждения, ценности), обеспечивающая выполнение профессиональной деятельности на высоком уровне и достижение определенного результата;

– способность установить связь между знанием и ситуацией, сформировать процедуру решения проблемы;

– открытая система процедурных, ценностно-смысловых и декларативных знаний, включающая взаимодействующие между собой компоненты, которые активизируются в профессиональной деятельности;

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Полидисциплинарное изучение образования в рамках различных научных подходов
Образование относится к числу тех реальных явлений и процессов общественной жизни, которые привлекают пристальное внимание представителей целого ряда социальных и гуманитарных на­ук. Количественный рост числа тех среди них, которые занимались изу­чением образования, был пропорционален актуализации ...

Работа по развитию речи учащихся на материале пословица и поговорок на уроках русского языка в начальной школе
С целью выявления возможностей уроков русского зыка при изучении пословиц и поговорок нами был проведен анализ учебников по русскому языку следующих авторов: Рамзаева Т.Г. Русский язык. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Желтовская Л.Я. Слово. Задачи, которые решались при анализе ...

Роль игры в развитии познавательной деятельности младших школьников
Ещё Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В современной школе возникает насущная потребность в расширении активных форм обучения. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии. Задача учите ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru