Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Констатирующий эксперимент проводился на базе детского сада компенсирующего вида № 226 Кировского района г. Красноярска. В эксперименте принимали участие дошкольники старшей коррекционной группы в возрасте 6-7 лет в количестве 10 человек – 6 мальчиков и 4 девочки. Основными задачами деятельности учреждения являются охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, коррекция недостатков, а также воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями.
Наша экспериментальная работа начинается с постановки цели исследования - выявить особенности нарушения фонематических функций (дифференциация звуков, фонематического анализа, синтеза, представлений и нарушения звукослоговой структуры слова) у дошкольников с задержкой психического развития.
В экспериментальную группу входило 10 детей.
Исследование проводились в первую половину дня в спокойной, доброжелательной обстановке, что позволило достичь цели эксперимента. Был найден контакт с каждым из исследуемых дошкольников, осуществлен индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку. Для более эффективного исследования испытуемых мы познакомились с режимом детского сада, изучили медицинские карты и личные дела испытуемых, посетили логопедические занятия и основные режимные моменты.
В результате проделанной нами работы были получены следующие сведения: все испытуемые имеют средний уровень физического развития, отставание в умственном и психическом развитии. Дети способны устанавливать контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками. Реакция на одобрение и прорицание – адекватная, частично принимают помощь. Отмечается низкая способность переключения с одного действия на другое.
К моменту исследования у детей с задержкой психического развития отмечались нарушения звукопроизношения.
выход из моторной алалии (5%)
функциональная дислалия (50%)
стертая форма дизартрии (45%)
Речевое развитие 30% дошкольников с нарушениями речи соответствовало 2-3 уровням недоразвития речи. Остальные (70%) имели общее недоразвитие речи 3-го уровня. Словарный запас крайне беден, в понимании речи дети ограничиваются знакомой бытовой ситуацией. Речь почти не включается в процессе деятельности детей. Данные аудиограммы свидетельствуют о сохранности у всех исследуемых детей физиологического слуха.
Таким образом, неоднородность нарушений у детей с речевыми и психическими отклонениями позволяет предположить уличный уровень развития фонематических функций.
Эксперимент проводился с 18 октября по 4 ноября 2005 года. Проведению эксперимента не мешали отвлекающие обстоятельства.
Для работы и проведения констатирующего эксперимента были выбраны следующие методы:
Теоретические:
- Анализ и обобщение материала полученного в наблюдениях, беседах, экспериментах.
Эмпирические:
Наблюдения за речью детей в разных видах деятельности.
Констатирующий эксперимент.
Биографические:
- Анализ амнестических сведений.
- Изучение документации.
IV. Организационные методы.
Перед началом проведения каждого задания экспериментатор давал инструкцию, в которой была отражена последовательность предстоящих действий испытуемых, а также форма устного ответа.
Материалом к исследованию служили устные задания экспериментатора. В большинстве случаев после объяснения здания экспериментатор просил детей повторить его с целью уточнения понимания испытуемыми содержания задания.
Для нашего исследования мы использовали предложенную Л. В. Лопатиной методику исследования восприятия устной речи, а также методику исследования звукослоговой структуры слова. Данные методики были адаптированы на детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
При разработке методики констатирующего эксперимента за основу были положены следующие фундаментальные положения лингвистики, психологии, психофизиологии, логопедии, представляющие собой методологию исследования:
современные научные представления о симптоматики и структуре речевого дефекта при задержке психического развития.
психофизиологические механизмы овладения звукопроизношением в норме.
С учётом указанных выше теоретических положений были определены следующие направления методики констатирующего эксперимента:
1) исследование состояния звукопроизношения;
2) исследование восприятия и дифференциации звуков ребенка;
3) исследование сформированности фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
4) исследование состояния звукослоговой структуры слов и предложений.
Это интересно:
Функции ролевой игры
Одной из особенностей сюжетно-ролевой игры является принятие детьми роли взрослых. Поэтому детей интересуют иные, чем в сюжетно-отобразительной игре, стороны окружающей действительности. Сначала детей интересуют действия, которые выполняют взрослые, а потом - взаимоотношения и общение людей. В сюже ...
Профилактика и пути логопедической коррекции врожденных аномалий в развитии
глотки
Коррекция голоса занимает важное место в комплексе коррекционно-педагогической работы по исправлению врожденных аномалий в развитии глотки. К основным задачам относятся этих мероприятий - нормализация тембра, развитие природных голосовых данных детей, восстановление двигательной функции гортани при ...
Комплексный подход в системе преодоления общего недоразвития речи у детей с
псевдобульбарной дизартрией
Дети с общим недоразвитием речи III, IV уровней и спастической формой псевдобульбарной дизартрии– основной контингент логопедических групп в дошкольных образовательных учреждениях. Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было н ...