Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Психолого-педагогические основы понятия «познавательной активности»

Страница 2

Проблема активности в педагогической литературе рассматривается учёными в самых различных аспектах: биологическом, психологическом, педагогическом, социологическом и т.д. Так, биологи рассматривают приспособление организма к окружающей среде, реакцию на внешние раздражения, которая является формой проявления активности. Биологическая активность присуща и человеку как наследственное свойство, обеспечивающее его приспособление к среде. Однако, если животное, взаимодействуя со средой, только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия, «то человек, как производитель средства труда, приспосабливает природу к своим потребностям, заставляет ее служить своим целям, господствует над ней».

Педагоги-ученые определяют процесс познавательной активности младших школьников как целенаправленную деятельность, направленную на личностное развитие младшего школьника и ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе. Д.Б. Эльконин отмечает, что «развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед». Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно- познавательного опыта.

Ученые определяют в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта следующие уровни активности:

· репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;

· поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;

· творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.

Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Таким образом, на основании проведенного анализа, мы определяем познавательную активность как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит появление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в познавательной активности самого младшего школьника.

Важнейшим приоритетом начального образования является, как отмечено в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта (2002 год), формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, компетентности учащихся в познавательной сфере (умения учиться).

Одним из структурных компонентов компетентности учащихся в познавательной сфере является познавательная активность.

В педагогической литературе познавательная активность определяется как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели».

Выделяют воспроизводящую активность, характеризующуюся стремлением ученика понять, запомнить воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу; интерпретирующую активность, характеризующуюся стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого материала, проникновению в сущность явления, стремлением понять связи между явлениями и процессами, овладеть способами применении знаний в измененных условиях; творческую активность, обладающую интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ, учащиеся ищут свои методы познания, свои исследовательские подходы.

Согласно точке зрения А.Н.Леонтьева, познавательная активность побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в определённых условиях нормального функционирования индивида.

Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. На различных возрастных ступенях оперативно меняются виды и характер деятельности.

Познавательный интерес – это форма проявления потребностей, выраженная в стремлении познавать.

Интерес зависит от:

1) уровня и качества приобретённых знаний, умений, сформированности способов умственной деятельности;

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Социальные ценности студентов колледжа
"Человек - это самоценность, абсолютная ценность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла, если, конечно, не впадать в мистические спекуляции". Так говорил Кант. Социальные ценности - это нормы жизни, кото ...

Практика по внедрению антропологического подхода к воспитанию личности
Практика по внедрению антропологического подхода изучалась и анализировалась на базе МДОУ №14 г. Снежинск. МДОУ «Детский сад комбинированного вида №14», работающий по образовательной системе М. Монтессори в г. Снежинске включает в себя 5 групп. В группах Монтессори ребенок занимается самостоятельно ...

Закономерности процесса обучения
Результатом познания процесса обучения является выявление объективно существующих законов и закономерностей процесса обучения. Закономерность – это результат совокупного действия множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru