Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Влияние оценочной деятельности на формирование учебно-познавательной мотивации

Страница 1

Возможность целенаправленного формирования и развития мотивов человека остаётся мало изученным вопросом в отечественной и зарубежной психологии. Важность этой проблемы обусловлена взаимосвязью вопроса о развитии мотивов и потребностей с вопросом о развитии личности в целом.

Тип личности, мотив и мотивация ее поведения в основном зависят: от объема (количества) сфер жизнедеятельности, в которые она включена, и от характера соотношения сфер жизнедеятельности личности (т.е. от того вида деятельности, который является главным в ее жизни или который она считает главным); от степени включения индивида в сферы его жизнедеятельности с точки зрения полноты реализации им социальных функций личности. Изменение и расширение круга деятельности способствуют развитию мотивов. Мотив определяет деятельность, осуществляемую человеком.

Исследования ученых по проблеме взаимоотношения мотивов и деятельности показывают, что мотивы являются внутренней детерминацией деятельности, ее побудительным компонентом. Компоненты структуры возможной мотивации любой человеческой деятельности могут быть выделены по разным основаниям. Все побуждения к деятельности можно свести к четырем мотивационным факторам:

удовольствие от процесса деятельности;

прямой конечный результат деятельности;

вознаграждение за деятельность;

депривация (избежание) страха наказания.

Каждый из названных мотивов может иметь отрицательную "валентность" и силу. Первые два компонента выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (её процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а другие два предполагают факторы воздействия (положительные и отрицательные), внешние по отношению к деятельности. Последние два компонента (определяемые как награда и избежание наказания) являются составляющими мотивации достижения.

Способ формирования мотивов опирается на "потребность в эмоциональных переживаниях" или "эмоциональную направленность личности" (Б.И. Додонов). В соответствии с этим выявлены эмоциональные типы направленности личности:

1) альтруистический тип (потребность в содействии, помощи другим);

2) коммуникативный (потребность в общении);

3) глорический (от лат. "Gloria" - "слава", потребность в самоутверждении, славе);

4) практический (чувства, связанные с деятельностью, изменением её в ходе работы);

5) пугнический (от лат. "pugna" - "борьба", потребность в преодолении опасности, интерес к борьбе);

6) романтический (потребность в созерцательности, мечтательности);

7) гностический (от лат. "gnosis" - "знание", потребность в приобретении знаний);

8) эстетический (потребность в наслаждении прекрасным);

9) гедонический (потребность в душевном и телесном комфорте);

10) акцитивный (от франц. "acquisition" - "приобретение", потребность в накоплении, коллекционировании).

Независимо от сложившегося у школьника типа эмоциональной направленности, считается, что на его основе можно влиять на развитие и формирование мотивов учения.

Мотивация деятельности меняется в ходе ее развития. По мере развития самого человека (с возрастом) происходит и изменение его деятельности.

В механизме непосредственного управления деятельностью со стороны психики можно выделить пять блоков.

1. Мотивационный компонент - включает в себя потребности, интересы, мотивы, то есть все то, что обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания. Деятельность учителя направлена на осознание обучаемыми целей и задач предстоящей работы. Это достигается при помощи создания проблемной ситуации, формулировки основной учебной задачи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Повышение качества знаний младших школьников посредством индивидуальных заданий на уроках «Окружающий мир»
Решая проблему возможности использования новаторских методологических подходов, при разработке индивидуальных заданий для повышения качества знаний младших школьников мы пришли к выводу, что этому будет способствовать построение индивидуальных заданий по модульному принципу, ибо модульное обучение ...

Трудности овладения грамматической стороной речи на иностранном языке
Даже после продолжительной отработки некоторые учащиеся не могут узнать или вспомнить форму того или иного времени, способа образования сравнительной степени прилагательных и т.д. Трудно проанализировать все причины, лежащие в основе подобного состояния знаний, но в каких-то ситуациях причина кроет ...

Итоги за 2012 г. по мониторингу Минобрнауки
Мониторинг эффективности деятельности вузов, принятие нового Федерального закона “Об образовании” и повышение уровня средней зарплаты профессорско-преподавательского состава - темы, ставшие в 2012 году главными для образовательного сообщества. 01 ноября 2012 года, Минобрнауки был опубликован список ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru