Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Влияние оценочной деятельности на формирование учебно-познавательной мотивации

Страница 2

2. Ориентациональный компонент - принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, ее планирование и прогнозирование.

3. Содержательно-операционный компонент - состоит из двух взаимосвязанных частей: системы ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов учения (инструменты получения и переработки информации и применения знаний на практике). На основе изучения темы наряду с овладением учебных действий и операций развитие и формирование познавательных потребностей.

4. Ценностно-волевой компонент - включает в себя внимание, волю, эмоциональную окрашенность действия.

5. Оценочный компонент имеет своим содержанием систематическое получение обратной информации о ходе совершения действия на основе сравнения результатов деятельности с выполняемой задачей. Наличие этого компонента в составе процесса учения и взаимосвязь всех компонентов между собой обеспечивают самоуправление процессом учения. Ребёнок, контролируя свою работу, должен научиться её анализировать (рефлексировать) и адекватно оценивать. При этом необходима не только оценка качества работы, но и оценка своих действий. Работа учителя на данном этапе направлена на испытание эмоциональных переживаний (чувство удовлетворения, радость победы над трудностями, счастье познания нового), которые в дальнейшем перерастут в потребности в творчестве, познании. Они и будут способствовать формированию положительной устойчивой учебно-познавательной мотивации.

Оценивая работу, для развития саморегуляции детей важна не отметка, а содержательная оценка - объяснение, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа, процесс деятельности. Содержательно оценивая учебную деятельность, её результаты и процесс, учитель задаёт определённые ориентиры - критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Как показывает школьная практика, младшие школьники высоко оценивают свою работу, если вложили в неё много сил, независимо от конечного результата. К работе одноклассников они относятся более критически, чем к собственной. В связи с этим необходимо учить школьников оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по общим для всех критериям.

Выделенные блоки являются компонентами любой деятельности. Поэтому вместо операционного блока в структуру управления учением вводят содержательно-операционный блок.

Учение является более широким понятием (так же как усвоение и обучение), нежели учебная деятельность. Процессы учения, усвоения определенных знаний могут осуществляться и во внеучебной деятельности (например, в игровой, трудовой и т.д.). Учебная деятельность понимается как особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, вследствие чего она и начинает выступать в качестве непосредственной основы его развития. Отличие модели учебной деятельности от других деятельностей состоит в специфике и содержании потребностей и мотивов, вызывающих и направляющих эту деятельность и соответствующих этим мотивам целей, задач, действий.

В литературе отмечается принципиальная возможность воздействия на процесс мотивации.

Чтобы получить сильную мотивацию, нужно чтобы деятельность сопровождали преимущественно положительные эмоции. Это сопровождение возможно только тогда, когда отдельные операции и деятельность в целом, включая межличностное взаимодействие, хорошо удовлетворяли потребности субъекта деятельности.

Процесс становления учения как особого вида деятельности имеет свои особенности и проходит через ряд стадий:

Ориентация в процессе учения, то есть получение учащимся исчерпывающего представления о начальном состоянии всех элементов учения: исходная информация по предмету, программа предстоящей деятельности, мотивация учения, ознакомление с условиями работы и средствами обучения (оборудованием, учебниками и др.). Учащийся осуществляет выбор содержания и характера своей деятельности согласно цели и программе, предлагаемой учителем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Понятие и сущность дидактических средств обучение математике в психолого – педагогической литературе
Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. В соответствии с общепринятой возрастной периодизацией развития человека дошкольное детство охватывает период от рождения до 6 лет, ког ...

Исследование отношения детей и учителей к дидактическим играм на уроках математики
Одной из поставленных задач курсовой работы было выявление отношений учителей и учащихся к дидактической игре. В результате этого в школе №121 было проведено анкетирование учителей и учащихся. В анкетировании приняло участие 14 учителей. В процессе опроса были выявлены следующие данные: Вопрос №1: ...

Методика конструирования, постановки и контроля домашнего задания при обучении математике
Многие учителя не говорят учащимся о том, как они должны выполнять задания, некоторые указывают, на что обратить особое внимание, с чем надо лишь ознакомиться, иные обращают внимание на отдельные приемы выполнения домашних заданий, и только единичные учителя инструктируют учащихся, указывают им воз ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru