Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Дети по очереди подходят к ведущим, получают простыни, свободно передвигаясь по залу, ищут себе место для строительства дома. Ведущему важно пронаблюдать, как дети решают расположить свои дома на поляне, чьи дома окажутся по соседству, а кто поселится один.
Ведущий. Вижу, что все нашли место для своего дома и успели заложить фундамент. А теперь я прошу зайти в свои дома, устроиться в них поудобнее, закрыть глаза и представить, что вы находитесь в собственном доме. (Пауза.) Постарайтесь прислушаться к себе и понять, хорошо ли вы себя чувствуете? (Пауза.) Теперь подумайте и представьте, как молено ваш дом украсить, благоустроить? Медленно откройте глаза, сейчас, когда зазвучит музыка, вы подойдите к столу. На столе лежат разные предметы. Вам надо выбрать только те, которые необходимы для благоустройства вашего дома. Времени вам дается немного, как только прозвенит колокольчик, все прекращают украшать дома и занимают место внутри.
Во время выполнения задания звучит спокойная музыка. Ведущий помогает детям распределить между собой предметы, и через 10—15 минут звонит в колокольчик.
Ведущий. Прошу всех зайти в свои дома. Наступила ночь. Все ложатся спать. Потянули сначала ручки, а потом ножки. Закрыли глазки, устроились удобно в кроватках. А теперь пытаемся представить, как изменилась наша полянка с наступлением ночи. (Пауза.) Вокруг тишина. (Пауза.) Но вот вылетела сова на ночную охоту. Где-то в траве зашуршал ежик. (Пауза.) Яркая луна осветила поляну, стала видна вся ночная жизнь. (Пауза.) Но вот появился первый лучик солнца, и поляна постепенно наполняется светом. Все вокруг проснулось. (Пауза.) Мы с вами тоже проснулись. Открыли медленно глазки, потянулись. (Пауза.) Наступило утро.
Во время этого упражнения звучит спокойная, тихая музыка. Ведущий произносит текст медленно, спокойно, чтобы дети могли расслабиться и отдохнуть. После последнего предложения начинает звучать веселая музыка.
Ведущий. Все проснулись и встали. А теперь вы можете пожить один день на поляне так, как вам хочется. Помните лишь о том, что, когда прозвенит колокольчик, вы должны будете вернуться в свои дома.
Этот текст ведущий может говорить на фоне веселой музыки. На данном этапе игры дети самостоятельно выстраивают свою жизнь на поляне. Ведущий и ассистент наблюдают за ребятами, отслеживая, как дети проживают день на поляне:
- каждый сам по себе;
- общаются (на поляне или в домах);
- кто из детей с кем взаимодействует;
- каков характер взаимодействия.
Продолжительность этого этапа может быть различной в зависимости от особенностей детей — от 25 до 50 минут. Ведущий звонит в колокольчик, веселая музыка прекращается. Начинает звучать спокойная музыка.
Ведущий. Все зашли в свой дом. Наступила ночь. Все ложатся спать. Потянули сначала ручки, а потом ножки.
Закрыли глазки, устроились удобно в кроватках. А теперь пытаемся вспомнить, как вам жилось на полянке? (Пауза.) Что понравилось? (Пауза.) Чего не хватало? (Пауза.) Наступило утро. Все проснулись.
Расскажите, как вам жилось на Лесной поляне? Все ли было хорошо?
Последний этап игры можно проводить по-разному: обсуждение может проходить, когда дети находятся каждый в своем доме или же взрослые и дети садятся в круг. Ведущий должен сам выбрать наиболее подходящий для данного класса вариант. В ходе обсуждения дети ей взрослые делятся своими впечатлениями об игре. Рассказывают о том, что им особенно понравилось и запомнилось и чего, по их мнению, не хватало.
Структурно-тематический план психологического курса «Я учусь учиться»
№ занятия п/п |
Тема занятия |
Развивающие задачи |
Приемы организации деятельности |
Первый год обучения | |||
1 |
Давайте познакомимся |
Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. Адаптация детей к новым формам взаимодействия. Знакомство с приемами доброжелательного общения |
Беседа, игра, тренинг |
2 |
Диагностическое занятие |
Диагностика основных психических процессов, влияющих на становление учебной деятельности |
Психодиагностические методы в форме индивидуальной самостоятельной работы |
3 |
Умеем ли мы общаться |
Выявление особенностей общения детей. Знакомство с правилами общения. Обучение приемам общения со сверстниками (в паре и в группе) |
Лекция-беседа, игра, тренинг, практическая работа, самостоятельная работа, самоанализ |
4 |
Как подружились Хочу и Надо |
Развитие произвольно-рефлексивных действий в поведении и деятельности |
Рассказ, беседа, практическая работа, игра, самоанализ |
5 |
Смешной и грустный человек |
Развитие произвольного внимания и восприятия. Формирование мотивационной направленности на действие контроля |
Беседа, игра, упражнение, тренинг |
6 |
Как мы воспринимаем информацию |
Развитие целостности и осознанности восприятия. Развитие произвольного внимания. Формирование мотивационной направленности на действия внимания и восприятия. Диагностика особенностей восприятия |
Тест, беседа, игры-тренинги, упражнения |
7 |
Секреты нашей памяти |
Расширение объема и развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. Формирование произвольного восприятия и воспроизведения |
Лекция -беседа, упражнения, практическая работа, игра |
8 |
Развиваем память |
Обучение приемам логического, ассоциативного и образного запоминания |
Лекция -беседа, упражнения, аналитическая работа, тренинг памяти |
9 |
Образ и мысль |
Развитие мышления и речи на основе образов |
Упражнение, игра, самостоятельная работа, психодиагностика |
10 |
Думаем, играя |
Развитие аналитической наблюдательности и произвольного внимания. Формирование умения строить суждения на основе наблюдений |
Беседа, упражнение-игра, самостоятельная работа |
11 |
Необычное в обычном |
Развитие функции анализа и аналитического сравнения. Формирование умения строить суждения на основе наблюдений. Развитие произвольного внимания и восприятия |
Игра, аналитическое упражнение, беседа |
12 |
Как Колобок превращается в Кубика |
Анализ существенных и несущественных признаков. Сравнение предметов |
Аналитическая беседа, игра, упражнение, самостоятельная работа |
13 |
Общее в различном |
Развитие обобщения на наглядно- образном и вербальном уровне. Обучение приемам групповой (парной) работы |
Беседа, упражнение, игра, групповая работа, самостоятельная работа, моделирование |
14 |
Развиваем мышление |
Развитие аналитического мышления. Развитие понятийного и образного обобщения. |
Аналитическая работа в парах, игра, творческая работа |
15 |
История о человеке, который нашел время |
Обучение приемам самоорганизации в процессе учебной деятельности. Знакомство с приемами планирования своей деятельности |
Беседа, игра-тренинг, упражнение по планированию, работа с планом-алгоритмом |
16 |
Когда я бываю Незнайкой |
Обучение анализу своих трудностей. Формирование мотивации на их преодоление |
Беседа, самоанализ, сюжетно-дидактическая игра, самостоятельная работа |
17 |
Путешествие в страну Учебных задач |
Развитие мотивации достижения на основе самоанализа. Формирование познавательной мотивации |
Беседа, рисование, групповая работа |
18 |
Сочинение на тему «Чему я хочу научиться?» |
Развитие рефлексивного самоанализа. Диагностика познавательных потребностей |
Самостоятельная работа |
19 |
Учимся задавать вопросы |
Формирование умения строить суждения как формулировка вопроса. Развитие умения ориентироваться в тексте для вопроса |
Лекция беседа, упражнение, игра, практическая работа |
20 |
Учимся отвечать на вопросы |
Формирование умения строить суждения как ответ на вопрос. Развитие умения ориентироваться в тексте для ответа на вопрос |
Лекция беседа, упражнение, игра, практическая работа |
21 |
Что такое цель и зачем она нужна |
Развитие умения определять цель предстоящей деятельности. Осознание содержания сточки зрения цели деятельности |
Беседа, игра, упражнения, парная работа |
22 |
Как достичь цели |
Обучение целеполаганию и планированию. Формирование действий контроля и самоконтроля |
Упражнения, беседа, самостоятельная работа, работа в парах |
23 |
Учимся планировать |
Обучение составлению плана деятельности. Развитие навыков самоконтроля |
Упражнение, групповая работа по планированию, самостоятельная работа |
24 |
В лабиринте информации, или Приемы работы с текстом |
Обучение приемам целеполагания, планирования и анализа текста с целью его осмысления и выбора нужной информации |
Методика «Пчелиный рой» |
25 |
Мы выпускаем газету |
Обучение выбору и структурированию нужной информации. Развитие навыков учебного сотрудничества (в группе). Формирование навыков целеполагания и планирования |
Групповое сотрудничество |
26 |
Как я работал редактором |
Формирование навыков контроля и оценки. Развитие умения классифицировать ошибки |
Практическая работа, беседа, игра, упражнение |
27 |
Оценка и отметка |
Знакомство с правилами оценивания. Понимание критериального смысла отметки |
Лекция-беседа, упражнение, работа в парах |
28 |
Когда исчезают отметки |
Развитие навыков критериального оценивания. Развитие навыков анализа при критериальном оценивании. |
Беседа, упражнения, парная работа, самоанализ |
29 |
Как преодолеть неуверенность в себе (тренинг) |
Развитие адекватной самооценки на основе тренинга. Формирование мотивации достижения |
Тренинг, игра |
30 |
Когда помогает дневник |
Обучение приемам самоанализа и самоорганизации. Формирование навыков планирования |
Лекция-беседа, упражнение, игра, самостоятельная работа |
31 |
В мире образов |
Знакомство с приемами создания образов. Развитие репродуктивного и творческого воображений |
Беседа на основе зрительного и слухового восприятия, упражнение, самостоятельная работа |
32 |
Сочинение на тему «Моя мечта» |
Диагностика детских стремлений и ожиданий |
Самостоятельная работа |
33, 34 |
Диагностические занятия (итоговые) |
Диагностика развития компонентов учебной деятельности |
Индивидуальная самостоятельная работа |
Второй год обучения | |||
1 (35) |
График настроения |
Развитие рефлексивных действий. Формирование положительной эмоционально-познавательной направленности на занятии |
Вводная беседа; составление графика настроения |
2 (36) |
Как научиться учиться? |
Обучение приемам организации учебной деятельности. Знакомство с требованиями основной школы |
Вводная беседа о различиях в обучении начальной и средней школы. Анализ приемов, помогающих учиться (Правило «6П», «Отложенный контроль», «Слоеный пирог»). Игровой тренинг «Вижу, слышу, ощущаю». Игра на развитие динамичности мышления |
3 (37) |
«Как готовить домашние задания |
Обучение приемам самостоятельной учебной деятельности. Развитие контрольно-оценочных действий |
Групповая работа. Упражнение «2П+6П». Аналитическая беседа: выстраивание последовательности действий, пользуясь правилом «6 П». Применение приема «Отложенный контроль» |
4 (38) |
Необычный урок-зачет |
Развитие связной речи. Формирование контрольно-оценочных действий. Преодоление учебной тревожности |
Игра «Зачет по литературе». Самостоятельная аналитическая работа |
5 (39) |
Техника запоминания |
Развитие различных приемов памяти. Диагностика способности к логическому запоминанию |
Диагностика словесно-логической памяти; беседа с детьми; игры и упражнения («Слова по теме», «Снежный ком», «Рассказ в числах») |
6 (40) |
Как развивать память (обобщающий урок) |
Обучение способам развития различных видов памяти. Развитие умения применять способы запоминания при выполнении заданий |
Беседа с анализом; приемы и мнемические действия по развитию памяти |
7 (41) |
Умею ли я думать? |
Диагностика способности к анализу и обобщению информации. Развитие приемов аналитико-синтетической деятельности |
Беседа с детьми; диагностика аналитического и обобщенного мышления; упражнения («Найди девятый», «Найди слово») |
8 (42) |
Что такое классификация? |
Обучение приемам классификации объектов. Развитие навыков планирования. Формирование связной речи |
Вводная беседа; поиск основания для классификации; групповая и практическая работа |
9 (43) |
Что такое? Кто такой? |
Обучение умению определять понятия. Развитие связной речи |
Вводная беседа; чтение и обсуждение рассказа про Незнайку; практическая работа (упражнения: «Запиши в столбик», «Широкое – узкое») |
10 (44) |
Учимся давать определения |
Овладение алгоритмом определения понятий. Развитие связной речи. Развитие функций обобщения |
Дискуссия; упражнения в подборе видовых признаков; самостоятельная работа; взаимопроверка работы; игра «Угадай понятие» |
11 (45) |
Цепочка рассуждения |
Обучение построению суждения. Развитие логической связной речи |
Актуализация знаний; определение понятия с несколькими видовыми признаками; упражнения в построении суждения при определении понятий (упр. «Домашние животные»); построение суждений при ответе на вопрос; экспресс-диагностика субъективных умений строить суждения |
12 (46) |
Правила доказательства, или Как доказать черепахе, что она не рыба |
Обучение построению умозаключений. Развитие аналитико-синтетических действий. формирование связной речи |
Постановка проблемного вопроса; упражнения в построении доказательства; самостоятельная работа; игра «Доказательство цепочкой» |
13 (47) |
Можно ли решить задачу, которая не имеет решения? |
Обучение приемам преобразования задачи. Развитие навыков построения суждения и умозаключения |
Вводная беседа; упражнения в решении открытых задач; групповая работа по решению задач |
14 (48) |
Как съесть слона, или Учимся решать проблему |
Обучение приемам планирования при решении проблемных задач. Развитие действий логического анализа и обобщения. Активизация мыслительной деятельности и формирование познавательного интереса к решению логических задач |
Вводная сказка-беседа; построение алгоритма решения задачи |
15 (49) |
Мысли на бумаге |
Развитие связной письменной речи. Обучение приемам планирования письменных работ |
Слушание письменного сообщения; исправление деформированного текста; обсуждение правил составления письменного сообщения (ПСПС); творческая самостоятельная работа |
16 (50) |
Сочинение «И снова о себе…» |
Диагностика отношений ребенка к учебной деятельности, к своим достижениям и оценка мотивационных ожиданий |
Формулировка примерного плана к построению сочинения |
17 (51) |
Легко ли быть оратором? |
Развитие связной речи. Преодоление учебной тревожности |
Беседа с детьми о том, кто такой оратор; поиск и исправление речевых ошибок; самостоятельная работа; конкурс чтецов |
18 (52) |
Готовимся к докладу |
Знакомство с приемами построения доклада. Развитие связной речи |
Обсуждение с детьми важности специальной подготовки к написанию доклада; формулировка правил составления интересного доклада; групповая работа «Коллективный доклад»; коллективная оценка творческой работы |
19 (53) |
В мире интересного (урок-практикум) |
Преодоление учебной тревожности. Развитие связной монологической речи. Развитие умения правильно формулировать ответ |
Знакомство детей с новой формой ведения урока – «практикумом»; мини-лекция в диалоге; игра-соревнование |
20 (54) |
Наша пресс-конференция |
Преодоление тревожности при монологическом выступлении. Развитие связной речи и умения отвечать на вопросы. Расширение словарного запаса и кругозора детей |
Деловая игра «Пресс-конференция»; подведение итогов в виде ответа на вопрос «журналиста» |
21 (55) |
Учимся общаться без слов |
Развитие невербальных (эмоциональных) средств общения; формирование контроля эмоциональных состояний |
Обмен мнениями о способности общаться без слов; упражнение «Пойми меня»; тренинг «Поводырь»; обмен мнениями о ролях «слепого» и «поводыря» |
22 (56) |
Что такое «психологический портрет» |
Развитие рефлексивно-оценочных действий. Формирование адекватной самооценки. Развитие связной речи |
Знакомство с понятием «психологический портрет»; формулировка алгоритма составления психологического портрета; составление психологического портрета своего друга (подруги) |
23 (57) |
Я и мои одноклассники |
Развитие навыков доброжелательного общения со сверстниками. Диагностика межличностных отношений |
Социометрия; коллективный самоанализ; решение ситуаций |
24 (58) |
Я и мои учителя |
Обучение правилам поведения и общения со взрослыми. Диагностика представлений детей об учителях |
Анкетирование детей; групповая работа по составлению «списка прав» учителя; беседа с детьми (анализ выполненной работы) |
25 (59) |
Я и моя семья |
Диагностика межличностных отношений в семье |
Проведение методики «Кинетический рисунок семьи»; интерпретация результатов теста |
26 (60) |
Легко ли быть взрослым? |
Знакомство с правилами обучения и поведения в основной школе. Формирование рефлексивно-контрольных действий. Диагностика общей самооценки |
Проведение теста на изучение общей самооценки ребенка; введение в тему (беседа с детьми); решение возможных трудных ситуаций |
27 (61) |
Ближе к цели! |
Систематизация знаний об организации рабочего времени. Закрепление навыков целеполагания и планирования. Развитие контрольно-оценочных действий |
Вводная беседа о написании контрольных работ; анализ действий, необходимых для подготовки к контрольной работе; оценка умений использовать эти правила |
28 (62) |
Наука отдыхать |
Знакомство с приемами релаксации. Обучение приемам организации отдыха |
Вводная беседа о необходимости отдыха для человека; групповая работа – методика «Пчелиный рой» (установление правил отдыха); формулировка и написание собственных правил отдыха |
29 (63) |
Сочинение «Когда я буду в 5-ом классе…» |
Диагностика мотивационных ожиданий, связанных со средней школой |
Написание сочинения на заданную тему |
30-32 (63-65) |
У меня все получится! (итоговая диагностика) |
Диагностика психологической готовности детей к обучению в основной школе |
Самостоятельная работа по индивидуальным картам-занятиям |
Это интересно:
Наречие и слова категории состояния как части речи
Наречие – старое слово. Оно уже было в древнерусском языке и нашло отражение в словаре И. И. Срезневского, где отмечено его значение как части речи. Если попытаться определить этимологию этого слова, то придется выделить корень реч-. Слово же речь в древнерусском имело различные значения, одним из ...
Развитие проблемы профессионального
самосознания в отечественной и зарубежной теории
Современное общество, в силу исторических закономерностей, вступило на путь переосмысления целей, ценностей и приоритетов образования. Сейчас для человека важно не только знать (большая часть знаний все равно забудется), а понимать, анализировать знания, видеть их практическую пользу, и уметь заним ...
Участие в научных симпозиумах
Участие в научных симпозиумах должно стать для пишущего диссертацию важнейшей частью, во-первых, научного роста, во-вторых, апробации нарабатываемого для диссертации исследовательского материала. Конечно, не следует «гоняться» за каждой конференцией, но чем в большем количестве научных симпозиумов ...