Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Дивергентный способ мышления лежит в основе творческих способностей, которые характеризуются такими основными особенностями, как быстрота, гибкость и оригинальность.
Под быстротой Гилфорд понимал способность высказывать максимальное количество идей, то есть главным является количество предлагаемых идей в единицу времени, несмотря на содержание этих идей, возможность их претворения в жизнь. Способность высказывать широкое многообразие идей автор называл гибкостью, а - способность порождать новые нестандартные идеи – оригинальностью, которая может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми .
А.Н. Лук в своей книге “Мышление и творчество” выделил основные показатели творческих способностей: это беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Подробнее рассмотрим данные показатели:
Беглость мысли – это количество идей, возникающих в единицу времени.
Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом. Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуально, риску и к парадоксам.
Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.
Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
Точность – способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту.
Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.
Торренс, пытаясь ответить на вопрос о том, являются ли эти показатели врожденными или могут поддаваться влиянию среды, говорил, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, выделяет следующие творческие способности: видение проблемы там, где её не видят другие; сворачивание мыслительных операций, применение навыков, приобретённых при решении одной задачи к решению другой; восприятие действительности целиком, не дробя её на части; ассоциирование отдалённых понятий; запоминание и выдача нужной информации в нужную минуту; выбор одной из альтернатив решения проблемы до её проверки; включение вновь воспринятых сведений в уже имеющиеся системы знаний; видение вещей такими, какие они есть; доработка деталей, к совершенствованию первоначального замысла, а также гибкость мышления; лёгкость генерирования идей и творческое воображение.
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории. Это: реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий; умение видеть целое раньше частей; надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу; экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности “поведения” предметов в этих условиях.
Это интересно:
Повышение результативности вводной части урока
Как известно, начало каждого урока физической культуры характеризуется пониженной работоспособностью учащихся, а ритмика их двигательной деятельности в это время (после предшествующего урока по другому предмету, ходьбы или поездки в школу и др.) не совпадает с ритмикой учебно-тренировочного процесс ...
Основные методы исследования в области физической культуры
и спорта
Область физического воспитания и спорта, в том числе и гимнастика, относится к педагогическим наукам, ее развитие во многом зависит от уровня развития таких наук, как педагогика, психология, социология, физиология, биология, математика, информатика и др. В связи с этим в исследованиях, проводимых п ...
Понятие «функциональная зависимость» в психолого-педагогической литературе
Начиная с XVII в. одним из важнейших понятий является понятие функции. Оно сыграло и поныне играет большую роль в познании реального мира. Идея функциональной зависимости восходит к древности, она содержится уже в первых математически выраженных соотношениях между величинами, в первых правилах дейс ...