Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Понятие и компоненты творческих способностей

Страница 3

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческих способностей, которые характеризуются такими основными особенностями, как быстрота, гибкость и оригинальность.

Под быстротой Гилфорд понимал способность высказывать максимальное количество идей, то есть главным является количество предлагаемых идей в единицу времени, несмотря на содержание этих идей, возможность их претворения в жизнь. Способность высказывать широкое многообразие идей автор называл гибкостью, а - способность порождать новые нестандартные идеи – оригинальностью, которая может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми .

А.Н. Лук в своей книге “Мышление и творчество” выделил основные показатели творческих способностей: это беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Подробнее рассмотрим данные показатели:

Беглость мысли – это количество идей, возникающих в единицу времени.

Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом. Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуально, риску и к парадоксам.

Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.

Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

Точность – способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.

Торренс, пытаясь ответить на вопрос о том, являются ли эти показатели врожденными или могут поддаваться влиянию среды, говорил, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, выделяет следующие творческие способности: видение проблемы там, где её не видят другие; сворачивание мыслительных операций, применение навыков, приобретённых при решении одной задачи к решению другой; восприятие действительности целиком, не дробя её на части; ассоциирование отдалённых понятий; запоминание и выдача нужной информации в нужную минуту; выбор одной из альтернатив решения проблемы до её проверки; включение вновь воспринятых сведений в уже имеющиеся системы знаний; видение вещей такими, какие они есть; доработка деталей, к совершенствованию первоначального замысла, а также гибкость мышления; лёгкость генерирования идей и творческое воображение.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории. Это: реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий; умение видеть целое раньше частей; надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу; экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности “поведения” предметов в этих условиях.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Методика обучения технологии
Методика обучения технологии как отрасль педагогической науки имеет свои объекты, задачи и методы исследования. Объектом изучения служит процесс трудового обучения, включая все его стороны: содержание учебного материала, методы преподавания, познавательную деятельность учащихся, результаты обучения ...

Основные формы организации внеклассной работы
Внеклассная работа проводится учителем со своими учениками. Может быть использована одна или несколько конкретных форм: математический кружок; неделя или месячник математики; математические вечера, утренники; различные соревнования, игры, викторины, конкурсы, командные соревнования; школьные олимпи ...

Функции педагогического коллектива в процессе музыкального воспитания учащихся
Музыкальное воспитание в специальном (коррекционном) учреждении для детей-сирот осуществляется учителем музыки и пения, музыкальным руководителем, педагогами дополнительного образования с помощью воспитателей. Учитель, музыкальный руководитель передает ученикам знания, развивает их способности, про ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru