Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Педагогические методы повышения мотивации учебной деятельности младших школьников

Педагогика и воспитание » Динамика развития мотивов учебной деятельности у школьников » Педагогические методы повышения мотивации учебной деятельности младших школьников

Страница 1

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, которые необходимо учитывать в своей работе педагогу, являются:

– содержание учебного материала;

– организация учебной деятельности;

– коллективные формы учебной деятельности;

– оценка учебной деятельности;

– стиль педагогической деятельности учителя.

1. Содержание учебного материала. Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы, учебных телевизионных передач и тому подобных средств. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а следовательно не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у школьников данного возраста потребности.

Таковыми для младших школьников являются:

– потребность в постоянной деятельности;

– потребность в упражнении различных функций, в том числе и психических – памяти, мышления, воображения;

– потребность в новизне;

– потребность в эмоциональном насыщении;

– потребность в рефлексии;

– потребность в самооценке и др.

Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, т.е. быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы, хорошо иллюстрированным. Содержательно и иллюстративно бедный материал не обладает мотивирующей силой и не способствует пробуждению интереса к учению.

2. Организация учебной деятельности. А.К. Маркова и др. отмечают, что изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов:

– мотивационного – сообщение почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы;

– операционально-познавательного – на этом этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием;

– рефлексивно-оценочный этап – на этом этапе происходит анализ проделанного, сопоставление достигнутого с поставленной задачей и оценка работы.

3. Коллективная форма деятельности. Известно, что групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.

4. Оценка результатов учебной деятельности. Давно доказана мотивирующая роль оценка результатов учебной деятельности. Однако слишком частое оценивание, по мнению ряда авторов, приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью. Происходит сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с ее процесса и результата на отметку. Это приводит к угасанию мотива собственно учебной деятельности и к деформации развития личности учащегося. Именно поэтому в ряде стран в начальных классах отметки не выставляются, а в более старших классах используются лишь тематические формы учета и оценки.

Важно, чтобы в оценке давался качественный а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.

5. Стиль педагогической деятельности учителя. На формирование мотивов учения оказывают влияние стиль педагогической деятельности учителя, различные стили формируют различные мотивы:

– авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учению, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование «внутренней» мотивации;

– демократический стиль способствует «внутренней» мотивации;

– либеральный стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».

Общая характеристика мотивации у школьников младшего школьного возраста:

– менее значимым становится потребность в игровой деятельности;

– большее значение имеют мотивы, построенные на непосредственных побуждениях, а не на далеко идущих планах;

– у младших школьников появляются новые социальные установки, новые социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственности;

– высокое значение имеет похвала и высокая отметка как самоцель;

– появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворашивающимися действиями;

– младшие школьники в большей мере, чем дошкольники способны подавлять свои желания ради блага других.

Чтобы учащиеся овладели различными видами деятельности и чтобы последние были достаточно эффективны, необходимо формировать у них стойкий интерес к указанным видам деятельности, а также все виды широких социальных и внутренних мотивов, добиваясь при этом, чтобы они были ясно осознаваемыми, стойкими и смыслообразующими.

Развитие внутренней мотивации учения. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.

Каждый шаг этого процесса является сдвигом одного мотива на другой, более внутренний, более близкий к цели учения. Поэтому в мотивационном развитии учащегося следует учитывать, так же как и в процессе обучения, зону ближайшего развития.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Особенности развития критического мышления школьников в процессе обучения
В основе технологии критического мышления лежат проверенные временем образовательные традиции. Это, в первую очередь, конструктивистская традиция Ж. Пиаже и Л. Выготского. Рассматривая основные критерии дидактики: обучение и развитие, и споря об их приоритетности, они пришли к одному выводу: мышлен ...

Анализ эффективности проделанной работы по использованию методов и форм формирования коллектива младших школьников
Целью анализа эффективности работы по использованию методов и форм мы выявили: выявить уровень сформированности коллектива. В эксперименте можно определить следующие задачи: выявить изменения, которые произошли в представлении учащихся и навыков взаимоотношения сформированности в коллективе, в резу ...

Функции ВУЗа как социально ответственного института
Высшее учебное заведение представляет собой юридическое лицо, реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования, и традиционно является объектом изучения разных наук: экономических, юридических, социологических, педагогических и других. В совреме ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru