Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, которые необходимо учитывать в своей работе педагогу, являются:
– содержание учебного материала;
– организация учебной деятельности;
– коллективные формы учебной деятельности;
– оценка учебной деятельности;
– стиль педагогической деятельности учителя.
1. Содержание учебного материала. Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы, учебных телевизионных передач и тому подобных средств. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а следовательно не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у школьников данного возраста потребности.
Таковыми для младших школьников являются:
– потребность в постоянной деятельности;
– потребность в упражнении различных функций, в том числе и психических – памяти, мышления, воображения;
– потребность в новизне;
– потребность в эмоциональном насыщении;
– потребность в рефлексии;
– потребность в самооценке и др.
Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, т.е. быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы, хорошо иллюстрированным. Содержательно и иллюстративно бедный материал не обладает мотивирующей силой и не способствует пробуждению интереса к учению.
2. Организация учебной деятельности. А.К. Маркова и др. отмечают, что изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов:
– мотивационного – сообщение почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы;
– операционально-познавательного – на этом этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием;
– рефлексивно-оценочный этап – на этом этапе происходит анализ проделанного, сопоставление достигнутого с поставленной задачей и оценка работы.
3. Коллективная форма деятельности. Известно, что групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.
4. Оценка результатов учебной деятельности. Давно доказана мотивирующая роль оценка результатов учебной деятельности. Однако слишком частое оценивание, по мнению ряда авторов, приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью. Происходит сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с ее процесса и результата на отметку. Это приводит к угасанию мотива собственно учебной деятельности и к деформации развития личности учащегося. Именно поэтому в ряде стран в начальных классах отметки не выставляются, а в более старших классах используются лишь тематические формы учета и оценки.
Важно, чтобы в оценке давался качественный а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.
5. Стиль педагогической деятельности учителя. На формирование мотивов учения оказывают влияние стиль педагогической деятельности учителя, различные стили формируют различные мотивы:
– авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учению, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование «внутренней» мотивации;
– демократический стиль способствует «внутренней» мотивации;
– либеральный стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».
Общая характеристика мотивации у школьников младшего школьного возраста:
– менее значимым становится потребность в игровой деятельности;
– большее значение имеют мотивы, построенные на непосредственных побуждениях, а не на далеко идущих планах;
– у младших школьников появляются новые социальные установки, новые социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственности;
– высокое значение имеет похвала и высокая отметка как самоцель;
– появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворашивающимися действиями;
– младшие школьники в большей мере, чем дошкольники способны подавлять свои желания ради блага других.
Чтобы учащиеся овладели различными видами деятельности и чтобы последние были достаточно эффективны, необходимо формировать у них стойкий интерес к указанным видам деятельности, а также все виды широких социальных и внутренних мотивов, добиваясь при этом, чтобы они были ясно осознаваемыми, стойкими и смыслообразующими.
Развитие внутренней мотивации учения. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.
Каждый шаг этого процесса является сдвигом одного мотива на другой, более внутренний, более близкий к цели учения. Поэтому в мотивационном развитии учащегося следует учитывать, так же как и в процессе обучения, зону ближайшего развития.
Это интересно:
Освоении слоговой структуры многосложных слов. Причины
и закономерности слоговой элизии
Л.Б. Есечко показывает, что нарушения слогового состава слова проявляются прежде всего в неправильном воспроизведении слоговой структуры слова - в неумении передать нужное количество слогов. Наблюдаются и более сложные искажения, совмещающие неправильное воспроизведение структуры слова с ошибками в ...
Самостоятельность как первое активное проявление индивидуальной свободы
ребенка
По мнению М. Монтессори, человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность. Маленькие дети начинают требовать самостоятельности уже с мо ...
История гражданско-патриотического воспитания
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин», и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением». А гражданственность раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образовани ...