Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Существуют различные варианты классификаций мотивов учения, однако общепризнанным является выделение 2-х основных типов мотивов: широкие социальные мотивы учения и мотивы, непосредственно связанные с содержанием учебной деятельности.
К познавательным мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного.
К социальным – такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц.
По мнению А.К. Марковой, и познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни.
1. Уровни познавательных мотивов:
– широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями);
– учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний);
– мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).
2. Уровни социальных мотивов:
– широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения);
– узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию) в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
– мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).
С.Л. Рубинштейни, Дж. Брунер др. предложили другую модель классификации учебных мотивов. Они разделяют мотивы на внутренние и внешние. Так Дж. Брунер в качестве внешних рассматривает мотивы, находящиеся в самом процессе учебной деятельности, в качестве внешних – мотивы, находящиеся вне учебной деятельности.
Классификация М.В. Матюхиной во многом объединяет оба подхода. Она выделяет:
1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
Мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.
Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.
2. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
Широкие социальные мотивы:
– мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;
– мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения).
Узколичные мотивы:
– стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия);
– желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация).
Отрицательные мотивы:
– стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).
Это интересно:
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с
нарушением интеллекта
Прежде чем остановиться на описании речевого развития младших школьников с нарушением интеллекта, изучим особенности формирования познавательных процессов данной категории детей. Ощущения и восприятия. Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей очень детально изучены советскими псих ...
Методы и инструменты исследования взаимодействия стилей воспитания и
последствий ошибок восприятия и транслирования семейных отношений
Для анализа взаимозависимости стилей воспитания и уровня эгоцентризма подростков мы выбрали две проективные методики, одна из которых показывает восприятие подростком семейной ситуации (ADOR, сокращено «Подростки о родителях») и проективный тест эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ), выявляющий уровень ...
Определение особенностей развития мелкой моторики ведущей руки. Методика «Дорожки»
и методика «Птенчики»
Цель задания: определить особенности развития мелкой моторики. Также решается задача выявления ведущей руки. Стимульный материал: для проведения первой методики - простой карандаш, опросный лист (см. на рисунке ниже, расстояния между краями дорожек 1 см). Для проведения второй методики - коробочка ...