Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Сегодня информационные технологии находят довольно широкое применение в педагогике как науке, а также непосредственно в практике учебно-воспитательного процесса. Наибольшее распространение они получили в таких видах деятельности как дистанционное обучение, учреждение онлайновых учебных заведений (в основном за рубежом), помощь в системе управления образованием, создание программ и виртуальных учебников по различным предметам, поиск в сети информации для учебного процесса, компьютерное тестирование знаний учащихся, создание электронных библиотек, формирование единой научной электронной среды, издание виртуальных журналов и газет по педагогической тематике, проведение телеконференций, расширение международного сотрудничества в сфере Internet-образования.
Применение компьютера в педагогических исследованиях – одна из наиболее слабо освещённых в информационном плане тем и требует дальнейшей разработки. Проведя анализ имеющейся литературы, мы пришли к выводу, что ЭВМ является необходимым и очень важным инструментом педагогического исследования, потенциал которого далеко не исчерпан.
Любое педагогическое исследование состоит из определённых этапов или частей. Можно выделить два этапа научного исследования: эмпирический и теоретический.
Эмпирический этап связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Теоретический этап исследования связан с глубоким анализом факторов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулировкой в качественной и количественной форме законов, т.е. с объяснением явлений. Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях или процессах, вырабатываются принципы, рекомендации о практическом воздействии на эти явления.
Мы можем отметить, что научное исследование в каждом цикле совершает, движение от эмпирии к теории и от теории к, проверяющей её практике.
Согласно подходу Ю.З. Кушнер, можно условно выделить пять этапов: конструирования логики педагогического исследования. Подчеркнем, что логика каждого из этих этапов вариативна и своеобразна.
Первый этап – стадия накопления знаний и фактов:
выбор проблемы и темы исследования, обоснование её актуальности, уровня разработанности;
ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений в данной и смежных областях;
изучение практического опыта учебных заведений и лучших педагогов;
определение объекта, предмета, цели и задач исследования.
Второй этап – стадия теоретического осмысливания фактов:
выбор методологии – исходной концепции, опорных теоретических идей, положений;
построение гипотезы исследования;
выбор методов исследования и разработка методики исследования.
Третий этап – опытно-экспериментальная работа:
построение гипотезы исследования – теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать;
организация и проведение констатирующего эксперимента;
организация и проведение уточняющего эксперимента;
проверка гипотезы исследования;
организация и проведение преобразующего эксперимента;
окончательная проверка гипотезы исследования;
формулировка выводов исследования.
Четвертый этап – анализ и оформление результатов педагогического исследования:
Это интересно:
Тематическое планирование по формированию экологических представлений о
многообразии растительного мира на основе проектов
В середине 90-х гг. слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь и метод проектов удачно вписался в систему работы дошкольных учреждений. Экологические проекты открывают возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из потребностей и интересов, развивают его как личность. Наш ...
Теоретические основы обучения глухих детей языку
Вторая половина ХХ века стала эпохой становления коммуникативной системы обучения глухих детей. На разработку её и внедрение были направлены крупные научные силы и поиски педагогов-энтузиастов. Основоположником этой системы был профессор С.А. Зыков. Объединив усилия нескольких групп учёных и педаго ...
Формирование религиозной парадигмы образования
В религиозном обществе религия заменила прежние смыслы отношений традиционного общества, то есть три константы – рождение, вступление в брак и рождение детей, и последняя, смерть, которые были тесно связаны с образованием. В родовом обществе индивид до социальной полноценности (то есть до осуществл ...