Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Жизнь человека в контексте традиционной культуры неразрывно связана с различными ритуалами, которые как в своей целостности, так и своими отдельными актами, атрибутами, действиями несут в себе огромное и сложное ценностно-символическое пространство. «Ценно-символическая среда в традиционной культуре является отражением всех реалий бытия в народном сознании через символы, образы и знаки, включенные в сложное семантическое пространство культуры». Само название ценностно-смыслового компонента культуры объясняет его суть: «ценностное» – по содержанию, а «символическое» – по форме.
Испокон веков эффективным средством формирования ценностно-смысловых ориентаций личности являлись ритуалы. Ритуал – одно из центральных понятий культуры, не только традиционной, но и современной. Он является формой трансляции духовного наследия той или иной культуры, так как всегда связан с традициями и обычаями, т.е. с аксеологическими категориями культуры. Обрядовая культура – это наиболее устойчивая форма сохранения традиционных, нравственных и эстетических ценностей, важная составляющая народного мировоззрения. «Несмотря на то, что сейчас происходит трансформация значений древнейших ритуалов из сакральных в игровые, все же на современном этапе развития человечества ритуалы продолжают воздействовать на человека, формируя его внешний и внутренний мир».
Современный ребенок продолжает последовательно осваивает способы деятельности, характерные для традиционного типа культуры, где ритуал является основным способом трансляции культурного опыта. «Игры с детьми младенческого возраста – это еще не детские игры с воображаемой ситуацией – они выступают в форме ритуалов, повторяющихся многократно». В дальнейшем ритуал приобретает разные формы и его основные элементы – игра, фольклор, магические акты – оказывают значительное влияние на развитие личности ребенка и выполняют множество важных функций.
Во-первых, ритуал как «пограничная категория» выполняет функцию культурной саморегуляции индивида. Именно с помощью ритуалов, хранящих и передающих путем знаков и символов сакральную информацию, выстраивается культурно-преемственная линия жизни. Ее можно представить как определенную цепь событий: раннее детство – отдельные ритуальные акты, сказки, отрочество – хороводные песни и игры, юность – свадебные ритуалы, молодость – семейные ритуалы и т.д. Эта выработанная в опыте народной жизни система дает проверенные на практике культурные способы реагирования на непредвиденные сложности как глобального, так и частного порядка.
Во-вторых, ритуал выполняет функцию непрерывной трансляции культуры. Культурно-преемственная линия жизни предполагает учет социально-экономических особенностей жизни этноса, в этой связи – сохранение ритуала и его ретрансляция может рассматриваться как условие идентичности этнокультур. А утрата ритуальных актов, наоборот, – «как размывание самосознания этноса. Это проявляется в утрате взаимопонимания субъектами этнической группы в эмоционально значимые для всех моменты жизни этноса». В данном случае можно говорить не только о функции, способствующей развитию человеческой памяти, памяти социальной, культурологической, но и о формировании самосознания.
В-третьих, посредством ритуалов транслируются деятельность и поведение индивида, а через мифы, предания, фольклор (как важных составляющих ритуала) формируется сфера сознания. Таким образом, идет непрерывное структурирование как внешнего по отношению к человеку мира, так и внутреннего мира – это еще одна важная функция, которую выполняет ритуал.
В-четвертых, ритуал выполняет адаптивную функцию. В пространстве детской субкультуры (играх, детском фольклоре) содержатся пласты различной древности в режиме диалога культур, «иных» логик, моральных представлений, языков. Особенно это характерно для детского фольклора. При свободном самовыражении в условиях игры и реальных взаимодействий детей и подростков обнаруживается психологическая включенность в освоение и использование традиционной мифологии, фольклора и ритуалов: в общении они используют древние мифы, былички, страшилки, заговоры, гадания, вызовы мифологических персонажей и другие виды магии; они заинтересованно заимствуют мифологемы друг у друга. В данном случае ценностно-символический компонент является не только средством познания, вхождения в мир взрослых и сверстников, выполняет адаптивную функцию (социализация), он также способствует формированию творческого мышления.
Это интересно:
Технология сотрудничества
В рамках этой технологии обучение проводится в малых группах. Основные идеи, присущие трём вариантам организации работы малых групп,- общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Обучение в команде. Ставится групповая цель. Успех может быть достигнут только при ...
Выявление несовершенства звукопроизношения у дошкольников с ФФНР
Целью данного исследования является выявление нарушений звукопроизношения у дошкольников с ФФНР. В исследовании принимали участие 15 детей, 4,5 – 5 лет, детского сада № 47 г. Читы. Обследование проводилось в сентябре месяце 2003 года. При обследовании детей использовалась «методика речевого обследо ...
Понятие педагогической компетентности. Основные характеристики в различных
трудах ученых
Термин «компетентность» обычно употребляется применительно к лицам определенного соционально-профессионального статуса и характеризует меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Компетентность и компетенция являются взаимодоп ...