Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Лекции читаются одновременно всем параллельным классам. Контакты между лектором и слушателями, естественно, слабее, чем контакт хорошего учителя с каждым из учеников в ходе обычного урока. Тем не менее, жанр лекции оказывается более выигрышным, когда дается обобщающий или обзорный материал, где важно поддерживать цельность изложения. Лекции лучше приспособлены для демонстраций. Лекционная форма приучает школьников к ведению конспектов, что делает более плавным предстоящий им переход к вузовской форме обучения. Заменяя урочную систему обучения в школе на лекционно-семинарскую, учитель должен ставить перед собой цель - приблизить условия учебного труда старшеклассников к ВУЗовским условиям обучения; формировать творческую личность, способную рационально организовывать свой труд; подготовить учащихся 10-11 классов не только к полноценному включению в трудовую жизнь, но и к продолжению образования в средних специальных или высших учебных заведениях.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
1) Реализовать через лекционно-семинарскую систему обучения принципы педагогики сотрудничества т. к. именно этот принцип лежит в основе взаимоотношений учитель-ученик. Взаимоуважение, демократический стиль общения - основа успешного труда и учителя и ученика старшей школы.
2) Оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
3) Создать благоприятные условия не только для обучения, но и для развития и воспитания старшеклассников в процессе обучения. Показателями развития учащихся являются сознательное и уверенное применение ими знаний; самостоятельное установление предметных и межпредметных связей; высокий уровень умений самостоятельной умственной деятельности и т. д.
4) Использовать дифференцированную и индивидуальную работу с учащимися, учитывая целенаправленность старшеклассников.
Основополагающими принципами учебно-воспитательного процесса старшей школы в условиях лекционно-семинарской системы обучения являются:
-принцип тематической концентрации учебного материала; именно он позволяет высвободить время для реализации следующего принципа:
-принцип обучения на оптимальном уровне сложности; его реализация способствует организации учебного труда старшеклассника с учетом его индивидуальных способностей.
-принцип поэтапного рассмотрения учебного материала на разных уровнях познания; этот принцип позволяет многократно на разных уровнях строить процесс обучения по уже сказанной схеме.
Первый уровень познания- урок-лекция, на котором учащиеся коллективно воспринимают, осмысливают, усваивают новый материал.
Второй уровень познаний - урок-практикум, на котором учащиеся не только осмысливают, но и применяют свои знания.
Третий уровень познания - урок-семинар, на котором происходит закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков.
Четвертый уровень познания - урок-консультация, на котором происходит не только применение знаний, умений и навыков, но и их коррекция.
Пятый уровень познания - урок-зачет, на котором учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме.
-принцип постоянного и многократного контроля за качеством и глубиной усвоения учебного материала и уровня сформированности учебных умений.
Таким образом, лекционно-семинарская система организации учебного процесса дает возможность ученику многократно, на разных уровнях познания, поработать над изучаемым материалом. Выполняемые на уроках действия прежде всего помогают интенсифицировать процесс обучения, обеспечивают всестороннее и прочное усвоение знаний каждым учащимся в соответствии с его индивидуальными возможностями и развитием.
Это интересно:
Организация логопедической работы по формированию элементов описательной
речи у дошкольников с ОНР
Для успешного формирования описательной речи у детей с ОНР необходимо положить в основу логопедической работы четкую методологическую базу, исходя из разработанных теоретических вопросов, сформулировать задачи и руководствоваться при построении занятий общедидактическими и специальными принципами, ...
Формы интеграции знаний о религии в светской школе
В течении последнего десятилетия в российской общеобразовательной школе сложились многообразные формы изучения религии и религиозной культуры: в составе обязательного (инвариативного) федерального компонента в начальной, основной и полной средней школы; преподавание религиоведческих, религиозно-поз ...
Педагогическое руководство театрализованными играми с детьми младшего
дошкольного возраста
Много полезных рекомендаций о приемах педагогического руководства театрализованными играми содержится в работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой. Чтобы разобраться в сути предлагаемых приемов, следует иметь в виду те особенности, которые складываются при формальном отношении педагога ...