Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

План-конспекты уроков по поэме «Двенадцать»

Страница 6

Проснулась спина

Очкастого, расслабленного

Интеллигента.

Видна,–

Мохнатая голова,

Произносящая

Негодующие

Слова

О значении

Константинополя

И проливов.

(А. Белый)

« Ветер хлесткий!

Не отстает и мороз!

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

А это кто? – Длинные волосы

И говорит вполголоса:

– Предатели!

– Погибла Россия –

Должно быть, писатель –

Вития…

(А. Блок)

Ученик. Можно сделать вывод, что жалкое и безобразное не вызывает сочувствия у обоих поэтов, так как в сложившемся противостоянии должны победить бытие, а не быт, небо, а не земля, будущее, а не текущая серая явь.

Учитель. И это не столько отрицание прошлого, сколько осознание трагического разлома мира, которому еще только предстоит прийти к гармонии.

Но вернемся вновь к общему для поэтов образу Иисуса Христа. У А. Блока представители новой эпохи – двенадцать бойцов, идущих «без имени святого» по ночным улицам. Они еще не видят конечной цели своего пути и даже стреляют во впереди шествующего Христа, как бы отказывая ему в праве вести их от стихийной удали к всечеловеческой религии. Когда поэма была опубликована и вызвала широкий резонанс, выяснилось, что точкой, в которой пересекалось приятие и неприятие поэмы, – оказался Иисус Христос. Одни порицали поэта за то, что он поставил его предводителем «бубнового туза», другие упрекали в том, что поэт связал революцию с традициями христианства, которые самой революцией отрицались, хотя позднее Н. Бердяев показал, что коммунистическая идея выросла из тех же библейских законов, переплавив их в новые постулаты. И все же Христос не «включен» в трагический контекст поэмы: его силуэт едва различим в снежном тумане. Двенадцать бойцов так и не видят того, за кем они идут.

Ученик. Поэтому и приходит к переосмыслению этого образа А. Белый, желая, как он сам заметил, «идейно поправить» А. Блока?

Учитель. У А. Белого воскресший Христос становится невольным участником событий слома эпох.

Именно ему довелось испытать на себе весь ужас мира исходящего.

(Ученики находят подтверждение этому в тексте поэмы).

Из раздробленного

Темени

С переломленной

Руки –

Хлещут красными

Фонтанами

Ручьи…

И какое-то ужасное Оно

С мотающимися перекрученными

Руками

И неясными

Пятнами впадин

Глаз –

Стремительно

Проволокли –

Точно желтую забинтованную

Палку,–

Под ослепительный

Алмаз

Стоящего вдали

Автомобиля.

Учитель. Почему же такая трагическая судьба ожидала Иисуса Христа в поэме А. Белого?

Ученик. События, которые по своей великой цели были призваны сделать человека счастливым, привели к противоположному – попранию великого учения Христа. Насилие, приведенное в движение великой идеей, замкнулось на крови и жестокости. Одной из первых жертв этого насилия, обесценившего жизнь человека, и стал Иисус Христос. Его судьба – это осколок судеб тысяч и тысяч невинных жертв будущего.

Учитель. Но что хочет подчеркнуть поэт словами о «мистерии», которая совершается, как он замечает, «нами – в нас»?

Это жалкое, желтое тело

Проволакиваем:

Мы –

– В себя: –

Во тьмы

И в пещеры

Безверия,–

Не понимая,

Что эта мистерия

Совершается нами –

– в нас.

Ученик. Очевидно, не просто следовать за Христом, как это показал А. Блок, призывает А. Белый, а возродить его в себе: внутренне преобразившись, человек, быть может, избавит себя от зла и ненависти, угрожающих миру.

Учитель. Итак, оба поэта свои надежды связывали с образом Иисуса Христа, но представили его по-разному. Внешнее следование за Христом бойцов, идущих «без креста» по ночным улицам, – это еще не воскрешение лучшего в человеке. Только внутреннее преображение – таков путь спасения человечества. Это долгий и трудный путь от «безверия» к истинным нравственным ценностям, которые в сознании человека начала XX века были прочно связаны с учением Иисуса Христа.

Ученик. Мы можем сказать, что А. Белый действительно верил в это. Подтверждение этому – следующие строки поэмы:

Перегорающим страданием

Века

Омолнится

Голова

Каждого человека.

И Слово,

Стоящее ныне

Посередине

Сердца,

Бурями вострубленной

Весны,

Простерло

Гласящие глубины

Из огненного горла:

– «Сыны

Возлюбленные,–

Христос Воскрес!»

Учитель. При всей своей кажущейся несхожести поэмы «Двенадцать» А. Блока и «Христос воскрес» А. Белого содержат много общего, представая перед нами художественными откровениями двух поэтов, попытавшихся с разных точек зрения оценить происходящее в России. Полная драматизма жизнь страны раскрылась для них во всей глубине социальных взрывов и потрясений, затронувших в первую очередь человека с его трагической судьбой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Сущность понятий творчества, творческая деятельность, творческие способности
Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к то ...

Условия, способствующие развитию познавательной активности
Развитие личности - есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность. Дети младшего школьного возраста м ...

Анализ проведенных учебно-воспитательных мероприятий
Определи, в какой из частей биосферы живет большинство животных и растет большинство растений. Для этого покажи стрелкой, где они живут. После этого посчитай и подведи итог Подпиши названия оболочек Земли, в которых мы чаще всего встречаем изображённых животных. Какую оболочку называют живой? В как ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru