Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Вместе с тем изучение лирических произведений–один из сложнейших вопросов методики. Восприятие лирики дается учащимся труднее, чем усвоение эпоса и драмы, т. к. поэтические образы отличаются неизмеримо большей обобщенностью: каждое отдельное слово в лирике «весомее», чем в прозаическом произведении, язык поэзии характеризует смысловая и эмоциональная насыщенность.
В связи с этим по мнению методистов, встает вопрос о подготовке учащихся к восприятию лирики Цель их проведения в школе, заключается в том, чтобы предупредить трудности восприятия, эмоционально настроить учащихся, расширить круг ассоциаций, способствовать возникновению интереса к изучаемому поэтическому произведению.
В зависимости от особенностей изучаемого произведения вступительные занятия могут носить различный характер. Поэтические произведения требуют прежде всего рассмотрения в контексте своего времени.
Иногда необходимо не только сообщить дополнительные историко-литературные сведения, но и активизировать прежние знания и впечатления учащихся.
Так, перед изучением стихотворения Пушкина «К морю» следует вспомнить некоторые обстоятельства жизни поэта, например: неприязненное отношение к нему графа Воронцова, то, как остро переживал Пушкин трагическую судьбу освободительного движения на Западе. Мрачные настроения часто овладевали поэтом, он называл себя «ссылочным невольником». Перед отъездом с юга он пишет стихотворение «К морю», в котором прощается с морской стихией, представляющейся поэту символом свободы.
В методической литературе достаточно полно разработан вопрос о вступительном слове и беседе, сообщающих историко-литературные сведения. Но следует помнить, что привлечение дополнительных сведений требует чувства меры.
Не будем перечислять все известные в методике виды вступительных занятий, остановимся лишь на тех дополнительных возможностях, которыми располагает школа для активизации первоначального восприятия поэтических произведений, в первую очередь таких их сторон, как связь и взаимодействие литератур.
Обращение к произведениям литературы, близким по идейно-тематическому звучанию, активизирует ассоциативные связи, содействует более глубокому и полному восприятию русского поэтического произведения.
Действенный прием, повышающий эффективность вступительных занятий при изучении лирики – привлечение литературно-краеведческого материала. Литературно-краеведческий материал «усиливает интерес к личности писателя, а интерес к личности писателя обычно возбуждает интерес к его творчеству, произведениям» '.
Перед изучением стихотворений целесообразно провести экскурсию по историческим местам, связанным с именем русского поэта. Если совершить такую экскурсию не представится возможным, можно принести на урок фотографии памятных мест и рассказать о времени и обстоятельствах пребывания поэта на территории родного края учащихся. Проявление интереса или сочувственного отношения к их народу со стороны поэта вызовет чувство любви и признательности учащихся.
Вводные занятия перед изучением поэтического произведения в национальной школе, как правило, включают в себя и словарную работу, поскольку недостаточно усвоенная лексика мешает постигнуть «таинство художественности» произведения.
При отборе словарного материала, выносимого во вступительное занятие, необходимо учитывать значимость слова в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. Обычно комментируются слова, несущие наибольшую идейно-художественную нагрузку.
Таким образом, анализу стихотворения должно предшествовать или сопутствовать освоение его лексики.
После вступительных занятий учитель переходит к выразительному чтению, основная цель которого сформировать первое впечатление об изучаемом произведении. Многое зависит от того, насколько эмоционально и выразительно прочтет его учитель. Хорошее чтение высвечивает красоту поэтического произведения, помогает постичь его эмоциональное и эстетическое содержание, ощутить интонационное и ритмическое своеобразие. При первом знакомстве учащихся со стихотворением учитель читает его без каких-либо, комментариев, не прерывая ими чтения. Стихотворные тексты, небольшие по объему, лучше читать наизусть. Чтение учителя в этом случае принимает характер живого общения, и его не может заменить прослушивание исполнения мастеров художественного слова в грамзаписи, которое целесообразно использовать на заключительных занятиях.
Это интересно:
Проблемы связанны с процессами глобализации и
интернационализации
Учёными выделяются существенные проблемы, связанные с процессами глобализации и интернационализации. По мере увеличения интеграционных процессов в Европе совершенно необходимым становится создание единого европейского образовательного пространства с целью подготовки профессиональных кадров, способн ...
Особенности представлений детей 6-7 лет о нравственно-экономических нормах
Изучение представлений детей о нравственно-экономических нормах представлено следующими результатами. 40% детей имеют ясные, четкие представления о необходимости ремонта испорченных вещей. Они дали полные ответы, при этом пояснив возможные последствия этого поведения. Например: "Хорошо. Если н ...
Первичное восприятие текста
Первичное восприятие текста, как правило, обеспечивается таким приемом, как чтение учителем вслух. Во время чтения учителя книги у детей закрыты, их внимание полностью направлено на слушание произведения и сопереживание учителю-чтецу. Выбор такого приема для первичного восприятия аргументируется не ...