Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Тематический подбор литературы

Страница 1

После выбора темы и установления конкретных задач исследования главным становится подбор литературы по избранной теме: изучаются прямые и косвенные данные, относящиеся к вопросам темы, литература, раскрывающая методы исследования. Подобранная таким образом литература войдет затем в особый раздел научной публикации под названием "Обзор литературы", который будет предшествовать изложению собственного материала.

Правильно ориентировать читателя в подборе необходимой литературы помогает библиография - наука, изучающая произведения печати с точки зрения наиболее широкого использования их в политических, научных, практических и воспитательных целях. Термином "библиография" обозначаются также библиографические указатели, списки литературы, обзоры.

Читатель обязан быть знаком со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, который характеризует наличный фонд литературы в ней.

Систематический каталог библиотеки показывает ее книжный фонд. Каталожные карточки в нем расставлены по отраслям знаний и часто снабжены аннотациями. Книги перечисляются в логическом порядке вопросов, раскрывающих содержание отдельных областей знания.

Предметные каталоги имеются только в крупных и специализированных библиотеках. Книги перечисляются в алфавитном порядке вопросов, составляющих содержание отдельных тем и проблем. Эти каталоги дополняют систематический каталог и напоминают энциклопедические словари.

Алфавитный каталог имеет каталожные карточки, расставленные в алфавитном порядке фамилий авторов или названий книг (если в них не указаны авторы).

Однако каталоги каждой библиотеки отражают лишь наличные фонды этой библиотеки, а поэтому, естественно, ограниченны. Приходится прибегать и к такой форме подбора литературы, как изучение библиографических пособий, указателей, списков. В некоторых из этих изданий библиографические характеристики публикаций не ограничиваются только библиографическими описаниями, а содержат еще рефераты или аннотации (т.е. краткое изложение содержания исследования).

Существует значительное количество различных библиографических указателей. Специалисту физического воспитания необходимо знать о существовании следующих библиографических изданий, описывающих готовящиеся к публикации, находящиеся в печати и только что увидевшие свет научные работы. Всю эту группу изданий можно назвать текущей библиографией.

Обычно работы подбирают в обратнохронологическом порядке, т.е. сначала современные публикации, а затем более ранние. При этом следует иметь в виду, что публикации специализированных журналов оперативно отражают результаты новых исследований, чем книги, брошюры, которые сравнительно долго находятся в производстве.

Обратнохронологический порядок подбора литературы отнюдь не означает, что и анализ ее должен осуществляться в таком же порядке. Этот прием необходим в тех случаях, когда требуется оценить ранние публикации с позиций современных взглядов на данную проблему. В тех же случаях, когда акцент делается на изучении динамики явления, применять следует хронологический прием. Сравнительно-хронологический прием полезен для сравнительного анализа развития нескольких родственных явлений.

В подборе необходимой литературы рекомендуется соблюдать следующую примерную этапность:

1) систематически знакомиться с изданиями текущей библиографии, причем взять за основу одно-два издания;

2) познакомиться с литературой, которая использована и рекомендована автором наиболее значительного труда по интересующей проблеме (теме);

3) посмотреть общие и отраслевые энциклопедические словари, в которых нужные статьи снабжены ссылками на главную литературу;

Страницы: 1 2

Это интересно:

Мотивации получения высшего образования среди студентов и учащихся
Для выявления мотивации получения высшего образования мною было проведено социологическое исследование. В качестве респондентов мной было взято 100 человек, проживающих в г. Екатеринбурге: 20 - родителей учащихся 11-х классов (100%), 30 - студентов финансово-юридического института 2-го курса (100%) ...

Особенности построения и проведения интегрированных уроков
Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся. Одно из напр ...

Цели и задачи формирования информационной компетенции учащихся. Содержание учебного материала в компетентностном ключе
Каждый раздел школьной биологии обладает достаточным потенциалом для реализации информационной компетенции учащимися. Приоритетное место среди них, несомненно, занимает раздел «Биология. Введение в общую биологию и экологию». Именно этот раздел позволяет целостно выразить ценности различных объекто ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru