Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Специфика использования художественной литературы в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы » Специфика использования художественной литературы в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Проанализировав результаты констатирующего этапа эксперимента, мы сформировали цель формирующего этапа эксперимента: проверить влияние художественной литературы на развитие нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачами формирующего эксперимента явились проверка разработанной на основе выявленных положений системы развития нравственной воспитанности старших дошкольников в процессе совместной деятельности. В круг задач воспитательной работы были введены элементы нравственного просвещения и воспитания, в частности, с основами нравственной воспитанности человека и гуманистической культуры, формирования нравственных убеждений, связанных социально одобряемым поведением, нетерпимостью к фактам безнравственности.

Важным условием эффективной подготовки детей по нравственному воспитанию, способствующему самоопределению личности в системе нравственных ценностей, явилось использование художественной литературы. В структуру содержания воспитания был специально введен нравственно-просветительский материал, освещающий базовые проблемы этической культуры социальной среды и человека.

Методики работы с детьми вы выбирали опираясь на следующие особенности развития связной речи старших дошкольников которые выделяют психологи Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др. и методисты О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева и В.И. Яшина:

1. Дети хорошо понимают прочитанное отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы.

2. Дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложить развязку кульминацию к развязке. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за её пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.

З. Дети старшего дошкольного возраста способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.д.

4. Старшие дошкольники могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ, об одной или нескольких игрушках, показать рассказ - инсценировку по набору игрушек.

5. В диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развёрнутой формой высказывания.

6. Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года жизни является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).

Таким образом, мы выяснили особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Для них характерен достаточно высокий уровень развития связной речи.

Методика № 1.

Воспитательное воздействие оказывает содержание литературных произведений, начиная с произведений устного народного творчества. Содержание картин, народных игрушек и пособий развивает у детей любознательность, гордость и уважение к их создателям.

Методика № 2.

Рассказывание группами (командами), совместно, предполагает и умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему и т.д.

Методика № 3.

Театрализованная постановка мини-рассказа, сказки, показать рассказ - инсценировку по набору игрушек.

Помимо повседневного общения, задача воспитания нравственности детей решается на занятиях по ознакомлению с художественной литературой и на специальных речевых занятиях. Например, разбор пословицы предварял чтение некоторых художественных произведений, подводя детей к осознанию его идеи.

Приведем фрагмент занятия

Перед чтением чувашской сказки «Мышка Вострохвостик» (история о мышке, которая отправилась путешествовать на арбузной корке; звери, попросившиеся на кораблик, когда закончились припасы, во всех бедах обвинили мышку) педагог выясняет, как понимают дети выражение «настоящий друг». Затем предлагает объяснить значение слов «чудный день». Дети говорят, что это пословица о плохих друзьях, потому что они только до беды дружат, а потом бросают своего друга.

После обобщения ответов педагог предлагает внимательно прослушать сказку и решить, о настоящих ли друзьях здесь идет речь. В процессе обсуждения содержания сказки воспитатель уточняет: «Как вы думаете, стали ли звери настоящими друзьями мышке?» И подчеркивает: «Недаром в народе говорится: «Плохи друзья, коли до черного дня».

Страницы: 1 2

Это интересно:

Агрессивность старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Современные данные психологических, социологических, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствую ...

Рассматривание аквариума с рыбками
Цель: Уточнить представления детей о внешнем виде рыб: теле продолговатое, покрыто чешуей, есть плавники и хвост, с их помощью рыбки плавают. Уточнить знания о том, что рыбы живут в воде. Установить связь между формой, частями тела и характером движения. Сообщить, что рыбы живут в реках, озерах, пр ...

Методические основы формирования музыкальных предпочтений у учащихся
Важную роль в развитии личности подростков, старшеклассников играет взаимосвязь ценностных ориентаций и музыкально-эстетического вкуса. Наверно не одной эстетической категории так не «повезло», как «вкусу», редко кто не знает поговорок и присловий с ним связанных: «О вкусах не спорят», «На вкус и ц ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru