Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В настоящее время школа повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Одно из самых первых требований начальной школы заключается в том, чтобы сформировать интерес к учебной деятельности, желание учиться, создавать прочную основу элементарных математических знаний и умений.
Предматематическая подготовка ребенка в нашей стране в 60-е и 90-е года 20 в. традиционно велась широкой сетью дошкольных учреждений по специально разработанным и официально утвержденным программам дошкольного образования. Основной целью математического образования дошкольников являлось формирование элементарных математических представлений и подготовка к школе. Разработчиком единственной методики работы по этой программе, общепринятых во всех детских садах огромной тогда страны, являлась Л.С. Метлина, ученица А.М. Леушиной, автора монографии «Обучение счету в детском саду». Л.С. Метлина продолжила и развила эту идею. Ее книга «Занятия по математике в детском саду» долгие годы была единственным пособием для воспитателя.
Проблема по формированию у детей количественных представлений актуальна и в 21 веке. Становление и упрочение в отечественной педагогике новых развивающих подходов к процессу образования. Сегодня дошкольная педагогика не может оставаться на традиционных привычных позициях.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Она является основным средством формирования психических процессов и способностей ребёнка, расширение его представлений об окружающем мире.
В исследованиях Ф.Н. Блехер, З.А. Михайловой, Е.И. Удальцовой и других большое место отводилось дидактическим играм как средству математического развития дошкольников. Наряду с дидактическими в детских садах бытуют увлекательные игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, космонавтов, моряков, хлеборобов; в больницу, магазин, школу, завод и т. д.
Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно обучать ребят основам математики, а именно операциям счета и действиям с мерами, необходимы игры особого рода. Речь идёт о сюжетно-дидактических играх, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке.
Единственным пособием, показывающим роль сюжетно-дидактических игр, является книга А.А. Смоленцевой Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.
Значением практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Так, например, К.Д. Ушинский писал: «При первоначальном обучении счету… также не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу».
Целью нашего исследования является выявление эффективности сюжетно-дидактических игр в формирование количественных представлений у детей средней группы.
Объектом исследования является процесс формирования количественных представлений у детей средней группы средствами сюжетно-дидактических игр.
Предметом исследования является содержание сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы и методика их проведения.
Наше исследование имело следующую гипотезу. Мы предположили, что специально разработанные сюжетно-дидактические игры позволят сформировать количественные представления у детей средней группы, если:
- включить математическое содержание в содержание сюжетно-дидактических игр;
- будет оснащена предметно-развивающая среда и соответствующие атрибуты;
- будет проводиться работа с воспитателями, родителями;
- проводить работу фронтально и индивидуально.
Цель и гипотеза определили постановку следующих задач:
Изучить теоретические основы проблемы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста, роль сюжетно-дидактических игр в развитии количественных представлений у дошкольников.
Выявить исходный уровень развития количественных представлений у детей средней группы.
Подобрать или разработать серию сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы. Апробировать их на практике.
Выявить эффективность использования сюжетно-дидактических игр в развитии количественных представлений у детей средней группы.
Исследовательская работа проводилась с помощью следующих методов:
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме.
Педагогический эксперимент, состоящий из следующих этапов:
- констатирующий,
- формирующий,
- контрольный.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении (МДОУ). Экспериментом было охвачено 20 детей средней группы. Проведенная работа по формированию количественных представлений дала положительные результаты. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Это интересно:
Педагогические условия нравственно-экономического воспитания
Целью формирующей работы является создание эффективных педагогических условий нравственно-экономического воспитания детей 6-7 лет. В соответствии с целью нами были определены следующие задачи: Отобрать доступное освоению дошкольниками содержание экономических и нравственно-экономических представлен ...
Методика воспитания культуры поведения старшего дошкольного
возраста
На основе полученных результатов, на формирующем этапе была систематизирована работа по развитию культуры поведения детей. Для реализации плана экспериментальной работы с детьми по формированию у них культуры поведения были использованы следующие методы: этические беседы; решение проблемных ситуаци ...
Методические
предпосылки изучения несклоняемых существительных
Существительные в курсе русского языка – одна из важнейших тем. В 1 классе происходит знакомство со словами, обозначающими предметы; во 2 классе – рассматривается общее понятие о существительных, род, изменение по числам; в 3 классе – склонение существительных; правописание падежных окончаний; в 4 ...