Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методика развития связной речи у детей седьмого года жизни

Педагогика и воспитание » Формирование связной монологической речи у детей седьмого года жизни » Методика развития связной речи у детей седьмого года жизни

Страница 6

Теперь рассмотрим обучение детей составлению связного повествовательного рассказа по картине. Приоритетной задачей на данном этапе выступает формирование умения строить высказывания. Дети должны анализировать структуру высказывания: есть ли в нем начало, как развивается действие, имеется ли завершение.

При этом большое значение имеет подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины и т.д.).

При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приемы: образец рассказа педагога по картине или ее части, наводящие вопросы, предваряющий план рассказа, составление рассказа по фрагментам картины, коллективное сочинение рассказа детьми.

Для активизации внимания, зрительного восприятия проводятся игровые упражнения типа «Кто больше увидит?» или «Кто самый внимательный?», в ходе которых необходимо найти все части картины. Все детали важны, нет ничего второстепенного. Дети перечисляют все детали картины.

На первом занятии педагог дает начало рассказа.

Вначале дети упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по наводящим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом. В конце года дети сами составляют план.

В занятия по составлению рассказов по сюжетной картине и по серии картинок мы включали логические упражнения. Это может быть расстановка картинок в логической, временной последовательности; восстановление специально пропущенного звена; придумывание дополнительных событий в начале или в конце (для этого использовались вопросы к детям: «Представьте, с чего начиналась эта ситуация?», «Как дальше развивались события?», «Что будет потом?»).

Анализ научно-методической литературы показал, что любое связное высказывание монологического типа требует развития у детей следующих умений: понимать тему; отбирать материал к высказыванию; систематизировать материал; совершенствовать высказывание; строить высказывания в определенной композиционной форме, выражать свои мысли правильно. Эти общие умения конкретизируются при овладении тем или иным типом связной речи. Все исследователи данной проблемы единодушно подчеркивают роль специального обучения в становлении и развитии монологической речи у детей дошкольного возраста.

Работа по определению особенностей связной речи у старших дошкольников показала, что дети данного возраста допускают много ошибок в словоупотреблении, построении не только сложного, но и простого предложения; пользуются однообразными способами связи предложений в тексте. Некоторые дошкольники нарушают последовательность изложения мыслей, им трудно начать или закончить высказывание. Часто в их рассказах присутствуют элементы повествования и описания, т.е. текст приобретает вид контаминированного. Это свидетельствуют о необходимости проведения специального обучения с целью формирования специальных умений у старших дошкольников, необходимых для построения связного монологического высказывания.

На основании первичной диагностики мы разработали содержание формирования связной речи монологического типа у детей старшей группы МДОУ № 176 г. Ярославля. Уже на начальном этапе реализации намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов обучения можно сделать предположение о том, что оно положительно повлияет на уровень самостоятельности и связности высказываний детей. Коэффициент связности при выполнении заданий стал составлять в среднем 0,75 (был 0,7). Процент самостоятельности детей также немного увеличился – более самостоятельны в высказываниях стали 67% - 8 детей (было 6 детей). Уменьшилось количество повторов и пауз до 1-2. У детей заметно повысился интерес к занятиям, они стали более активными. А чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

В итоге хочется отметить, что методика формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективна при соблюдении следующих условий:

развитии логики, навыков структуирования текста через специально организованные занятия;

применения вариативной наглядности, обогащающей содержание детского монолога;

использования специальных речевых упражнений, направленных на развитие всех сторон речи, особенно ее семантики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Это интересно:

Классификация компетенций. Представления об информационной компетенции
Для конкретизации компетентностного подхода, следовательно, организации процесса обучения учащихся биологии на его основе, важное значение имеет выражение видов компетенций. Для школьной биологии лучше их выразить в двух группах: компетенции ключевые (базовые) и специальные (предметные). Ключевыми ...

Физическое воспитание дошкольников в режиме здорового образа жизни
Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэт ...

Специфика деятельности младшего школьника на уроке физической культуры
С приходом ребёнка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребёнок остаётся ещё в детстве. Основными видами деятельности остаются игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности ещё предстоит развиваться. Развитие ребёнка идёт сразу и в нескольких направлениях. И ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru