Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Функции и правила педагогического общения

Страница 4

Избегая подробного пересказа имеющихся концепций и теорий, хотелось бы остановиться на идее конгруэнтности позиций воспитателя и учителя, с одной стороны, и воспитанника, ученика— с другой.

Изменение позиции воспитанника с объектной, принимающей, на активную, закономерно ведет к определенной трансформации позиции воспитателя. В новом педагогическом подходе ключевым понятием является "принятие", или "безусловное положительное отношение" К. Роджерса: «Мы обнаруживаем, что нам очень трудно позволить детям, родителям или супругам чувствовать по-другому в отношении каких-либо проблем. Мы не позволяем нашим клиентам или студентам отличаться от нас или реализовать их жизненный опыт по-своему . Однако мне кажется, что различия между людьми, право каждого человека реализовать свой жизненный опыт по-своему и найти в нем свой смысл — все это бесценные возможности жизни. Каждый человек — сам по себе остров, и он может построить мосты к другим островам только в том случае, если хочет быть самим собой и дает себе возможность сделать это. Поэтому я нахожу, что помогаю другому стать человеком, когда я могу принимать другого. Это значит— принимать его чувства, отношения, верования, являющиеся действительно частью его самого. И в этом заключена огромная ценность».

Казалось бы, каждый педагог и родитель заинтересованы в реализации гуманистического подхода к воспитанию детей. Однако на практике это осуществляется далеко не всегда. Почему? Педагог должен быть готов к различным проявлениям отношения воспитанника к педагогической работе: от полного принятия школьником требований учителя до частичного или полного непринятия позиции воспитателя. Далеко не каждый взрослый, несмотря на заявленную гуманистическую позицию, предпочтет на деле установление контактов с ребенком привычному педагогическому орудию — дисциплинарному воздействию.

К тому же и сам воспитатель в силу объективных и субъективных обстоятельств является человеком со сложившимся стилем общения.

На первый взгляд существование стилей объясняет многие конфликты в образовательном процессе. Если учитель (руководитель учебной ситуации) строит свои взаимодействия с учениками, основываясь на авторитарной или либеральной позиции, то рано или поздно возникнет конфликтная ситуация. Значит ли это, что у учителя -"демократа" не должно быть проблем? Но проблемы существуют! Мы забываем, что в процесс взаимодействия конфликтующих сторон вовлечен не только учитель, но и школьник.

Ученик — это далеко не пассивная сторона педагогического взаимодействия. Отношение ребенка, подростка к происходящим событиям может быть также различно. Один привык во всем полагаться на педагога, какого бы стиля руководства тот ни придерживался. Другой, напротив, занимает позицию Портоса, героя романа "Три мушкетера": "Я дерусь, потому что . дерусь". Третий от случая к случаю занимает позицию то "послушного", принимающего требования педагога, то "несогласного", активно избегающего контактов. Таким образом, возникает многомерное сочетание педагогических взаимодействий, зависящих от позиций, занимаемых и учителем, и учащимся.

Сопоставление различных позиций, вытекающих из типологии стилей руководства (табл. 1), показывает, что в педагогике нет готового рецепта (своеобразной панацеи) на все случаи жизни. Каждая ситуация имеет свои плюсы и минусы. Учитывая это, педагог-профессионал должен прогнозировать развитие ситуации и отношений. Замечено, что из "непринимающих" школьников часто вырастают яркие индивидуальности, люди с неповторимым отношением к окружающему миру. И, как показывает жизнь, у таких детей с течением времени формируется инициативность, лидерские качества, часто они оказываются в большей степени подготовлены к социальной адаптации, нежели "послушные" дети, которые всегда и во всем следовали указаниям "старших товарищей".

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Дидактические карточки по теме: Вещества. Простые и сложные вещества. Физические свойства веществ
Часть А 1. Запишите определения. Химия – …………………………………………………………… . Вещество – ………………………………………………………… Химический элемент – ………………………………………… Свойства веществ – ………………………………………… 2. Заполните схему (схема 1). схема 1 Часть Б 3. Заполните таблицу (табл. 1). Таблица 1 Физические свойства веществ Вещество ...

Работа по развитию речи учащихся на материале пословица и поговорок на уроках русского языка в начальной школе
С целью выявления возможностей уроков русского зыка при изучении пословиц и поговорок нами был проведен анализ учебников по русскому языку следующих авторов: Рамзаева Т.Г. Русский язык. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Желтовская Л.Я. Слово. Задачи, которые решались при анализе ...

Законы воспитания педагогической антропологии
Среди важнейших законов, сформулированных современной педагогической антропологией, назовем следующие. Закон единства, целостности, неразрывности воспитания. Он отражает системность и амбивалентность человека. Речь идет об уравновешенном развитии эмоциональной, умственной, ценностной, физической и ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru