Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
«За . дело берись смело».
3. Приемы работы при изучении лексического материала.
Найдите антонимы в пословицах.
«Мир строит, а война разрушает»;
«Ласточка день начинает, а соловей - кончает».
4. Приемы работы с пословицами и поговорками при организации работы по развитию речи учащихся:
Составление рассказа по пословице.
а)- Прочитай пословицу. Когда так говорят?
«Ученье и труд вместе живут»,
- Рассмотрите рисунок. Что видите?
- Мальчик по книге учится строить скворечник.
- Составить два - три предложения к рисунку по этой пословице.
б) - Прочитай пословицы:
«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»;
«Теплое слово и в мороз согреет»,
- Составь рассказ, заголовком которого будет одна из этих пословиц.
Таким образом, в учебном комплекте Рамзаевой Т.Г. работа с пословицами и поговорками ведется при изучении различных тем, при этом выясняется смысл пословиц и поговорок, подбираются синонимичные пословицы и поговорки, что способствует развитию речи учащихся.
Проанализировав методический аппарат учебников по русскому языку авторов Бунеева
Р.Н., Бунеевой Е.В., мы выявили следующие приемы работы с пословицами и поговорками:
1. Приемы работы при изучении раздела «Орфография»:
а) - Подчеркни орфограммы,
б) - Вставь пропущенные буквы, объясни их написание, подбери проверочные слова.
«Друг познается в беде»;
«Терпенье и труд все перетрут»,
2. Приемы при изучении грамматических тем.
а) «Дело мастера боится».
- Слова каких частей речи использованы в данной пословице?
б) - Раскрой скобки:
«Пар костей .» (не) имей
«Кашу маслом .» (не) ломит
« . сто рублей, а имей сто друзей» (не) испортишь
- Объясни значение пословиц.
3. При изучении темы «Предложение».
- Прочитай. Выпиши только предложения. Какие правила предложения ты знаешь?
Летний день год кормит. Дело мастера боится. Играть работа трудный дружный. У лентяя Егорки всегда отговорки,
4. Приемы работы по развитию речи учащихся:
а) Сочинение текста по пословице,
- Как понимаете пословицу «Книжное слово в жемчугах ходит»?
- какие слова в тексте являются ключиками к пониманию смысла пословицы?
- Напишите сочинение по этой пословице.
б) Восстановление пословиц.
- О каком свойстве слов и букв русского языка напомнили поговорки А. Шибаева? Восстанови смысл:
Сашу маслом не испортишь;
Первый клин всегда комом;
Ус хорошо, а два лучше.
Таким образом, видим, что в комплекте по русскому языку Бунеевых Р.Н. и Е.В. пословицы и поговорки используются при изучении грамматического, орфографического, синтаксического характера. Преимуществом в изучении пословиц и поговорок по этим учебникам являются задания, связанные с пословицами и поговорками, направленными на осознание их жанровых особенностей, развитие речи учащихся.
Анализ методического аппарата учебников «Слово» (автор Желтовская Л.Я.) позволил выделить следующие приемы работы с пословицами и поговорками:
1. При изучении фонетического материала:
- Запиши. Подчеркните буквы, с помощью которых обозначаются мягкие звуки. Поставь знаки ударения. Проверь безударные гласные, ставя под ними точки,
«При солнышке тепло, при матери добро»;
«Птица рада весне, а младенец - матери».
2. Упражнения, связанные с грамматическим материалом, аналогичны предлагаемым в комплекте Рамзаевой Т.Г.
3. Упражнения, способствующие осознанию жанровых особенностей пословиц и поговорок и развития речи учащихся на основе пословиц и поговорок.
а) Соотнесение пословицы и текста.
- Вы слышали много пословиц о слове:
«Слово пуще стрелы разит»;
«Слово дано человеку, животному - немота»;
«Больше дела, меньше слов»
- Какая из пословиц больше подходит к смыслу к ситуации:
Это интересно:
Методы, приемы и средства развития творческих способностей у младших
школьников
Для развития творческих способностей необходимо приложить максимум усилий. Огромное значение имеет внутренняя самостоятельная работа. Каким же образом можно побудить ученика к такой деятельности? 1.Чтобы научить ребенка думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень много придумывать, откр ...
Разделение форм рефлексии
Мы исходим из допущения, что рефлексия присуща всем детям шестого класса в той или иной форме.Поэтому мы будем исследовать у детей степень развернутости рефлексии. Говоря о степени развернутости мы подразумеваем некую шкалу, на одном полюсе которой рефлексия существует в форме бессознательного ресу ...
Методические основы формирования музыкальных предпочтений у учащихся
Важную роль в развитии личности подростков, старшеклассников играет взаимосвязь ценностных ориентаций и музыкально-эстетического вкуса. Наверно не одной эстетической категории так не «повезло», как «вкусу», редко кто не знает поговорок и присловий с ним связанных: «О вкусах не спорят», «На вкус и ц ...