Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Работа по развитию речи учащихся на материале пословица и поговорок на уроках русского языка в начальной школе

Педагогика и воспитание » Развитие речи младших школьников на основе пословиц и поговорок » Работа по развитию речи учащихся на материале пословица и поговорок на уроках русского языка в начальной школе

Страница 3

«За . дело берись смело».

3. Приемы работы при изучении лексического материала.

Найдите антонимы в пословицах.

«Мир строит, а война разрушает»;

«Ласточка день начинает, а соловей - кончает».

4. Приемы работы с пословицами и поговорками при организации работы по развитию речи учащихся:

Составление рассказа по пословице.

а)- Прочитай пословицу. Когда так говорят?

«Ученье и труд вместе живут»,

- Рассмотрите рисунок. Что видите?

- Мальчик по книге учится строить скворечник.

- Составить два - три предложения к рисунку по этой пословице.

б) - Прочитай пословицы:

«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»;

«Теплое слово и в мороз согреет»,

- Составь рассказ, заголовком которого будет одна из этих пословиц.

Таким образом, в учебном комплекте Рамзаевой Т.Г. работа с пословицами и поговорками ведется при изучении различных тем, при этом выясняется смысл пословиц и поговорок, подбираются синонимичные пословицы и поговорки, что способствует развитию речи учащихся.

Проанализировав методический аппарат учебников по русскому языку авторов Бунеева

Р.Н., Бунеевой Е.В., мы выявили следующие приемы работы с пословицами и поговорками:

1. Приемы работы при изучении раздела «Орфография»:

а) - Подчеркни орфограммы,

б) - Вставь пропущенные буквы, объясни их написание, подбери проверочные слова.

«Друг познается в беде»;

«Терпенье и труд все перетрут»,

2. Приемы при изучении грамматических тем.

а) «Дело мастера боится».

- Слова каких частей речи использованы в данной пословице?

б) - Раскрой скобки:

«Пар костей .» (не) имей

«Кашу маслом .» (не) ломит

« . сто рублей, а имей сто друзей» (не) испортишь

- Объясни значение пословиц.

3. При изучении темы «Предложение».

- Прочитай. Выпиши только предложения. Какие правила предложения ты знаешь?

Летний день год кормит. Дело мастера боится. Играть работа трудный дружный. У лентяя Егорки всегда отговорки,

4. Приемы работы по развитию речи учащихся:

а) Сочинение текста по пословице,

- Как понимаете пословицу «Книжное слово в жемчугах ходит»?

- какие слова в тексте являются ключиками к пониманию смысла пословицы?

- Напишите сочинение по этой пословице.

б) Восстановление пословиц.

- О каком свойстве слов и букв русского языка напомнили поговорки А. Шибаева? Восстанови смысл:

Сашу маслом не испортишь;

Первый клин всегда комом;

Ус хорошо, а два лучше.

Таким образом, видим, что в комплекте по русскому языку Бунеевых Р.Н. и Е.В. пословицы и поговорки используются при изучении грамматического, орфографического, синтаксического характера. Преимуществом в изучении пословиц и поговорок по этим учебникам являются задания, связанные с пословицами и поговорками, направленными на осознание их жанровых особенностей, развитие речи учащихся.

Анализ методического аппарата учебников «Слово» (автор Желтовская Л.Я.) позволил выделить следующие приемы работы с пословицами и поговорками:

1. При изучении фонетического материала:

- Запиши. Подчеркните буквы, с помощью которых обозначаются мягкие звуки. Поставь знаки ударения. Проверь безударные гласные, ставя под ними точки,

«При солнышке тепло, при матери добро»;

«Птица рада весне, а младенец - матери».

2. Упражнения, связанные с грамматическим материалом, аналогичны предлагаемым в комплекте Рамзаевой Т.Г.

3. Упражнения, способствующие осознанию жанровых особенностей пословиц и поговорок и развития речи учащихся на основе пословиц и поговорок.

а) Соотнесение пословицы и текста.

- Вы слышали много пословиц о слове:

«Слово пуще стрелы разит»;

«Слово дано человеку, животному - немота»;

«Больше дела, меньше слов»

- Какая из пословиц больше подходит к смыслу к ситуации:

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Теоретические основы обучения глухих детей языку
Вторая половина ХХ века стала эпохой становления коммуникативной системы обучения глухих детей. На разработку её и внедрение были направлены крупные научные силы и поиски педагогов-энтузиастов. Основоположником этой системы был профессор С.А. Зыков. Объединив усилия нескольких групп учёных и педаго ...

Определение эффективности комплекса индивидуальных заданий, направленных на повышение качества знаний на уроках «Окружающий мир»
Результаты повторного диагностирования показали, что формирующий эксперимент дал положительные результаты. У младших школьников появился интерес к урокам «Окружающий мир», повысилась успеваемость. Так, после эксперимента процент успеваемости повысился на 11,7% и составил 94,1%, такого большого скач ...

Контент-анализ влияния СМИ на социальное развитие современного младшего школьника
В условиях научно-технического прогресса существенное влияние на социальное развитие младшего школьника оказывает СМИ. Массовая коммуникация - это распространение информации с помощью специальной системы средств информационных общений, ориентированных на восприятие разными группами людей. На данном ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru