Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Изучение педагогического опыта позволило выявить недостатки педагогического руководства семейным воспитанием, основными из которых являются:
- Недостаточное внимание со стороны администрации школ к вопро
сам педагогического руководства;
- Слабая теоретическая и практическая подготовленность некоторой части учителей к педагогическому руководству воспитанием школьников в семье;
- Недостаточная эффективность педагогической подготовки родителей к воспитанию детей в семье;
- Слабая согласованность форм работы с родителями (индивидуаль-ные, групповые, коллективные формы работы часто не взаимосвязаны между собой, не дополняют друг друга, разрознены.);
-Недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Известно, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент человеческой личности.
Поэтому целесообразен поиск эффективных путей педагогического руководства воспитанием младших школьников в семье. Один из них сводится к глубокому всестороннему изучению семьи, ее воспитательных условий.
Для изучения семьи в целом, уровня ее социально-педагогической ценности выделены общие критерии эффективности воспитания школьников в семье:
- Понимание родителями целей и задач семейного воспитания.
- Осознание родителями социальной ответственности.
- Положительное отношение родителей к педагогическому руководству со стороны школы.
- Систематическое повышение уровня педагогических знаний родите лей, умение применять их в практике семейного воспитания.
- Единство и согласованность школы и семьи в воспитании детей.
На основе этих критериев определены уровни выполнения родителями воспитательной функции семьи.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Родители понимают требования к воспитанию детей, цели и задачи семейного воспитания положительно воспринимают педагогическую помощь школы, работают над повышением уровня педагогических знаний, согласуют свои требования к ребенку с требованием школы (46,5% исследуемых семей).
Родители понимают цели и задачи воспитания, стремятся получать педагогические знания, положительно реагируют на руководство школой воспитанием детей в семье. Однако не всегда правильно применяют педагогические знания в практике семейного воспитания, не всегда согласуют свои воздействия с требованиями школы, не систематически контролируют учебу (48% исследуемых родителей).
Родители не поддерживают должных контактов со школой, нередко безответственно относятся к воспитанию, низкий уровень педагогических знаний. В отдельных случаях родители аморально себя ведут, что накладывает соответствующий отпечаток на формирование личности ребенка (4,5% исследуемых родителей). Такой уровень особенно характерен для неблагополучных семей.
Соответственно уровням выделяются три группы родителей:
Родители первой группы ответственны за воспитание детей, у них хорошая психолого-педагогическая готовность.
Родители второй группы ответственны за воспитание детей, но в силу недостатка педагогических знаний и умений не всегда правильно воздействуют на ребенка. Эти родители нуждаются в помощи через лекции, беседы, индивидуальные консультации по вопросам воспитания.
Родители третей группы не справляются с возложенной на них обязанностью воспитания детей. Эта категория родителей нуждается в постоянном внимании. При этом необходима системная согласованная работа психологов, социальных педагогов, учителей по выявлению истинных причин неблагополучия в семье, исходя из которых строить педагогическое просвещение родителей этого уровня.
Это интересно:
Игровая деятельность и её значение в дошкольном возрасте
Дошкольное детство - достаточно большой отрезок жизни ребёнка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сенситивности, осуществляемой " неудержимостью онтогенического потенциала к развитию". Это период овладения социальным пространством человеческих отношен ...
Роль семьи и условия семейного воспитания
“Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.” Велика роль с ...
Методы и инструменты исследования взаимодействия стилей воспитания и
последствий ошибок восприятия и транслирования семейных отношений
Для анализа взаимозависимости стилей воспитания и уровня эгоцентризма подростков мы выбрали две проективные методики, одна из которых показывает восприятие подростком семейной ситуации (ADOR, сокращено «Подростки о родителях») и проективный тест эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ), выявляющий уровень ...