Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Идея технологии проблемно-модульного обучения

Педагогика и воспитание » Моделирование учебного процесса » Идея технологии проблемно-модульного обучения

Страница 2

Совокупность всех учебно-методических документов, в которых дается системное описание будущего учебно-воспитательного процесса, называют учебно-методическим комплексом ( сокращенно УМК). В предлагаемой работе дается анализ этих документов и приводятся современные научно-педагогические рекомендации по их разработке и совершенствованию. УМК - это проект будущего учебно-воспитательного процесса, и чем лучше выполнен проект, тем больше вероятность, что при его реализации на практике цели будут успешно достигнуты. В настоящее время на кафедрах российских вузов уже сложились определенные подходы к созданию УМК. Задача состоит в том, чтобы привести их в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми реформой высшей и средней специальной школы и сделать их не формальным набором документов, а действенным инструментом совершенствования всего процесса подготовки кадров.

Совершенствование УМК и учебного процесса - это не разовое мероприятие, а постоянная деятельность кафедр и вузов по учету, с одной стороны, накапливаемых педагогической наукой знаний о закономерностях обучения и воспитания, а с другой - данных практического педагогического опыта, являющегося естественной опытной базой по проверке эффективности имеющихся УМК на практике. Поэтому в качестве авторов документов, составляющих УМК, должны рассматриваться не только их непосредственные составители, но и все те преподаватели, которые на основе анализа и апробации УМК в конкретных учебных условиях нашли необходимым внести в него те или иные изменения и дополнения.

Постоянный анализ мнений преподавателей и студентов - один из важнейших источников совершенствования учебно-методического комплекса. Все преподаватели выступают в качестве экспериментаторов, исследующих предлагаемую им в УМК программу действий, а не только ее исполнителей. Эта функция еще более усилится, когда УМК будет разрабатываться с применением ЭВМ. В этом случае вычислительная техника поможет обработке данных, полученных из практического опыта.

Ниже излагаются основные педагогические понятия, накопленные в настоящее время наукой, необходимые как для грамотного построения УМК, так и для его дальнейшего совершенствования.

Не все еще проблемы создания современного УМК разрешены педагогической наукой, и этих условиях приходиться применять решения на основе опыта, интуиции или самостоятельных исследований, а поэтому и созданные УМК в разных вузах и на разных кафедрах будут отражать их специфику. Создание современных УМК - дело времени, затраты которого зависят от объема предмета и числа квалифицированных разработчиков, однако в любом случае необходимо учитывать некоторые естественные стадии развития УМК как психолого-педагогического объекта.

Первую стадию создания УМК мы назвали “ эмпирической”. На этой стадии создания всей учебно-методической документации осуществляется на основе опыта и интуиции, без опоры на четкие положения психологии и педагогики.

Эта стадия создания учебно-методической документации характерна для современного этапа развития высшей школы. Надо отметить, что она слишком затянулась. На эмпирической стадии создания УМК нельзя получить высокий эффект от его применения. Учебно-воспитательный процесс лишь несколько упорядочивается, становится более осознанным и управляемым, однако его эффективность повышается несущественно по сравнению со стихийным учебно-воспитательным процессом, организованным и осуществленным без достаточного описания в УМК. Отсюда создается ошибочное представление о том, что можно обойтись и без всякой ориентировки на какой-либо УМК при осуществлении процесса подготовки специалистов. Ошибочность такого представления состоит в том, что, хотя эмпирический УМК мало пригоден для радикального совершенствования учебно-воспитательного процесса, однако является необходимым исходным моментом для этого.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Цели и задачи формирования информационной компетенции учащихся. Содержание учебного материала в компетентностном ключе
Каждый раздел школьной биологии обладает достаточным потенциалом для реализации информационной компетенции учащимися. Приоритетное место среди них, несомненно, занимает раздел «Биология. Введение в общую биологию и экологию». Именно этот раздел позволяет целостно выразить ценности различных объекто ...

Методика воспитания культуры поведения старшего дошкольного возраста
На основе полученных результатов, на формирующем этапе была систематизирована работа по развитию культуры поведения детей. Для реализации плана экспериментальной работы с детьми по формированию у них культуры поведения были использованы следующие методы: этические беседы; решение проблемных ситуаци ...

Предмет и задачи биологии в обшеобразовательном обучении
Основные задачи (линии) развития учащихся средствами предмета «Биология» - обеспечение целостности биологического образования в средней школе. Их фундамент формировался в начальной школе в курсе окружающего мира. Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значения биологии в жизни чел ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru