Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Состояние зрительной системы является одним из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка 6 — 7 лет к обучению в школе. Поскольку зрение играет ведущую роль в восприятии окружай мира, аномалии зрительной системы могут не только приводить недоразвитию зрительных функций, но и оказывать общее негативное влияние на развитие ребенка.
Аномалии бинокулярного зрения проявляются главным образом в расстройстве механизмов совместной переработки информации, поступающей через левый и правый глаз, а также в нарушении правильного взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем. Естественно предположить, что отрицательное влияние бинокулярных аномалий должно наиболее сильно сказываться при выполнении зрительных заданий, требующих согласованных движений многократных переводов взора с объекта на объект и т.п. Именно с такого рода заданиями приходится ежедневно иметь дело ребенку, поступившему в школу.
Существует большая корреляция между нарушениями бинокулярного зрения и низкими оценками по кодинг-тесту из набора тестов Д.Векслера.
Кодинг-тесты представляют собой один из типов корректурных проб, которые часто используется как за рубежом, так и в отечественной практике для оценки умственной работоспособности . Суть тестирования заключается в том, что ребенок должен внимательно просмотреть длинную последовательность тестовых знаков (геометрические фигурки, буквы, цифры, простые предметы) и в соответствии с образцом или устной инструкцией либо выделить (вычеркнуть, подчеркнуть) определенные знаки, либо проставить рядом с ними кодовые символы. При оценке качества выполнения теста учитываются скорость работы и число ошибок.
Чтобы вычленить влияние именно зрительных аномалий, мы, взяв за основу классический вариант кодинг-теста, разработали такой его компьютерный вариант, который увеличивал бы зрительную нагрузку и сводил бы до минимума роль памяти и интеллектуальных способностей при выполнении тестового задания, т.е. позволял бы оценивать скорее зрительную, чем умственную работоспособность (Т.А.Подугольникова и др.,)
В нашем варианте кодинг-тест представляет собой интерактивную компьютерную программу, предлагающую ребенку последовательно кодировать фигурки тестового ряда стрелками разной ориентации в соответствии с образцом, показанным в верхней части экрана. Всего образец содержит четыре фигурки (солнце, яблоко, гриб и ель) с их кодами, и 10 таких же фигурок располагаются в случайном порядке в тестовом ряду. Кодирование нужно производить, нажимая соответствующие клавиши со стрелками, расположенные на клавиатуре компактной группой. Соответствие фигурок и стрелок в образце меняется на каждом шагу работы, а порядок просмотра тестовых фигурок жестко определен перемещением курсора. Программа стимулирует испытуемого осуществлять перемещения взора от тестовой фигурки к образцу и обратно на каждом шаге работы, увеличивая нагрузку на зрительную и глазодвигательную системы по сравнению с обычными процедурами кодинг-тестов.
Всего было протестировано 252 ребенка 6—8 лет. До начала тестирования у всех детей с помощью нескольких тестов, включающих и стереограммы из случайных точек , и лечебно-диагностическую программу КЛАСС , было исследовано стереозрение.
Все испытуемые были разделены на 4 группы. В первую экспериментальную группу были включены дошкольники 6 -7 лет с нарушениями бинокулярного зрения, имеющие диагноз косоглазия (девиация < 12 градусов) и/или амблиопии средней или слабой степени (острота зрения > 0,4). Вторую экспериментальную группу составляли ученики I класса 7 — 8 лет (п = 37), имеющие аналогичные диагнозы. У всех детей из экспериментальных групп стереозрение отсутствовало или показатели уровня его развития были очень низкими. Две контрольные группы состояли из дошкольников 6 — 7 лет (п = 78) и первоклассников 7 — 8 лет (п = 74) с нормальной или скорректированной до нормы остротой зрения и с нормально развитым стереозрением.
Детей из контрольных групп тестировали в обычных детских садах и в общеобразовательной школе. Детей с нарушением зрения тестировали в специализированных глазных детских садах.
В процессе тестирования каждый ребенок выполнял по 10 попыток, т.е. кодировал 100 объектов. После объяснения задания экспериментатор сначала сам выполнял несколько циклов кодирования, а затем предлагал ребенку продолжить. Особый акцент экспериментатор делал на том, что задание должно быть выполнено без ошибок и как можно быстрее. В среднем все тестирование занимало около 10 мин. Время выполнения задания в каждой попытке и количество допущенных ошибок регистрировались автоматически.
По результатам тестирования для каждого ребенка вычисляли среднюю скорость кодирования в каждой попытке и по всем попыткам, а также показательную скорость кодирования — среднюю скорость по трем наиболее успешным попыткам. Сравнение средних скоростей кодирования в последовательных попытках дает возможность судить об устойчивости внимания, особенностях врабатывания, утомления, обучения. Показательная скорость отражает максимальные возможности зрительной системы — тот предел, которого ребенок смог достичь при наилучшей концентрации внимания в отсутствие отвлечений, случайных задержек и других снижающих результат факторов.
Это интересно:
Виды письма в коррекционной работе
На протяжении первых трех лет обучения школьники упражняются в различных видах письма, каждый из которых имеет определенное значение для формирования навыков полноценной письменной речи, отвечая задачам обучения, закрепления и проверки соответствующих знаний и умений. Рассмотрим отдельные виды пись ...
Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом
образе жизни
Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка. У детей старшего дошкольного возраста есть все ...
Общение со взрослым, как фактор развития познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста
Со временем внимание дошкольников все более привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто жадный ...