Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Сопутствующие симптомы
Иногда у детей с А. наблюдаются невротические реакции на имеющийся дефект речи. Отмечается быстрая утомляемость, пониженное внимание и работоспособность, вторичная задержка психического развития. При моторной А. в разные сроки развития речи, особенно при переходе к фразовой речи, отсутствует плавность речи, появляется заикание. Большей частью это наблюдается при патологических процессах в левой премоторной области. Таких детей необходимо обучать плавности речи, мелодичности, разнообразию интонаций. У детей с сенсорной А. наблюдается крайняя лабильность слухового внимания и нарушения фонематического слуха.
Прогноз
Прогноз зависит от тяжести основного патологического процесса, от степени нарушения речи, от времени диагностики А. и от постановки лечебно-восстановительной работы с ребенком. У детей с сенсорной А. при хорошо проводимой логопедической работе речь нередко восстанавливается быстрей, чем при моторной А.
Лечение и логопедическая коррекция
Лечение. Разработана специальная система логопедических занятий, способствующих развитию речи у детей с моторной и сенсорной формой А. (см. Логопедия). Работа по развитию семантики речи наиболее сложна, требует большой логопедической и педагогической работы, с помощью которой также удается получить хорошие результаты. Значительно повышается эффективность логопедических занятий с детьми, страдающими различными формами А., если занятия проводят в сочетании с курсами лечения витаминами В12, В15, галантамином, гаммалоном при постоянном динамическом наблюдении врачей (невропатолога и педиатра) за ребенком.
Афазия
Афазия — нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» — по выражению А. Р. Лурия) левого полушария (у правшей) и представляющее собой системные расстройства различных форм речевой деятельности.
Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Афазия (от др.-греч. ἀ- — отрицательная частица и φάσις — проявление, высказывание) — это системное нарушение сформировавшейся речи (в отличие от алалии). Возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях.
Классификация афазий
Существуют различные классификации афазий (Вернике-Лихтгейма; Лурия). В России наибольшее распространение получила классификация А. Р. Лурия.
Типы афазий
Афазия Брока, или эфферентная моторная афазия (efferentis — выносящий; эфференты — конечная часть рефлекторной дуги) впервые описана Полем Брока в 1861 году. Она возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (двигательный речевой центр (центр Брока)) Она вызывает распад грамматики высказывания и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов.
Динамическая афазия проявляется в нарушениях сукцессивной (последовательной) организации речевого высказывания.
Афферентная моторная афазия (от afferentis — привносящий; афференты — нервные окончания) Для таких больных характерно нарушение звена выбора звука. Механизмом является нарушение кинестетических ощущений. Ведущий дефект — невозможность найти точные артикуляционные позы и уклады для произнесения слова.
Афазия Вернике, или сенсорная афазия. В её основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При акустико-гностической афазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи.
Акустико-мнестическая афазия — это нарушение объёма удержания речевой информации, тормозимость слухо-речевой памяти. В основе оптико-мнестической афазии лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов.
В основе семантической афазии лежат дефекты симультанного анализа и синтеза речи, одновременного схватывания информации. Ведущим дефектом для этой формы является нарушение понимания сложных логико-грамматических структур.
Амнестическая афазия
В целом речь афазиков характеризуется бедностью лексики, они редко употребляют прилагательные, наречия, описательные обороты, почти не используют и не понимают пословицы, поговорки.
Это интересно:
Методы устного изложения, наиболее часто используемые в обучении географии
Устное изложение учителя может быть либо приемом объяснительно иллюстративного метода, либо же используется в качестве приема в проблемном изложении учебного материала. Катехизическая беседа, как правило, служит приемом объяснительно – иллюстративного метода, а эвристическая относится к частично – ...
Методические средства и приемы преподавания психологии,
приемлемые для младшего школьного возраста
В практической работе педагога-психолога с учащимися младшего школьного возраста чрезвычайно важно учитывать, что критерии самооценок в этот период еще очень не самостоятельны: школьники остро хотят знать, что о них думают окружающие – и сверстники, и взрослые. Как правило, прослеживается следующая ...
Разработка уроков по работе над многозначными словами
1. Однозначные и многозначные слова (первый урок) На этом уроке реализуются следующие цели: а) познавательные — ознакомление с понятиями «однозначные и многозначные слова» и со способами отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова; б) практическая — формирован ...