Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Анализ результатов формирующего эксперимента
У выборки учащихся продолжает на достаточно высоком уровне преобладать социальная мотивация; познавательная мотивация отстаёт от неё в диапазоне от 0,6 (у "отличников") до 1,07 (у успевающих на "удовлетворительно" и "хорошо"), т. е. по верхней границе данного диапазона разрыв минимально сократился; в среднем на 0,91 (сокращение разрыва на 0,21). Наиболее сформированными оба типа мотивации по итогам формирующего эксперимента становятся у учащихся 1-ой подгруппы (заметное отличие). По подгруппам начинает наблюдаться тенденция к выравниванию и стабилизации результатов, к определению доминантных мотивов внутри каждого мотивационного типа. В целом же можно сделать вывод о том, что в процесс формирования мотивации учащихся начинает появляться прогрессивная динамика познавательной мотивации, обусловленная, очевидно, началом внедрения выбранной методики. При этом снижение некоторых показателей социальной мотивации по сравнению с первичными данными можно, по-видимому, объяснить негативными аспектами влияния фактора новизны: данным учащимся, вероятно, нужно больше времени, чтобы привыкнуть к вновь созданным для них педагогическим условиям.
Среди результатов диагностики на данном этапе эксперимента обращает на себя внимание, что показатели полученные по каждому подтипу социальной мотивации (особенно это заметно на примере подтипа 3′) одинаковы для всех учащихся подгруппы (хотя при заполнении бланков методики они по-разному шкалировали свои ответы), и только в мотивационных подтипах 1′ и 2′ отмечается несколько исключений. Наблюдающееся явление может быть, очевидно, интерпретировано негативным влиянием "эффекта новизны" (как итог — снижение показателей), а также тем, что поскольку дидактические игры, в первую очередь, предполагают тесное коммуникативное сотрудничество педагога и учащихся между собой, постольку всеми исследуемыми, принимающими в них участие, начинает осознаваться важность социального взаимодействия, проявляется интерес к нему, который и ложится в основу развития соответствующего мотива.
Статистическая обработка полученных показателей по подтипам познавательной мотивации с помощью критерия Стьюдента подтверждает динамику изменений у учащихся выборки мотива самообразования (на 0,14). Динамика познавательного типа мотивации в целом (0,06) находится в зоне неопределённости, т. е. нельзя однозначно утверждать о достоверности данных изменений. Также в зоне неопределённости находится динамика изменений у учащихся выборки узких социальных мотивов (на 0,22) и мотивов социального сотрудничества (на 0,2), а также социального типа мотивации в целом (на 0,14). Таким образом, нельзя однозначно утверждать о достоверности данных изменений.
Результаты вспомогательной методики подтверждают сказанное выше. Так, у "отличников" (20%) наблюдается повышение внутренней мотивации (среднего уровня) на 1 балл, а у остальных учащихся (80%) — мотивация повышается на 3 балла из внешней (по другой шкале — внутренней на низком уровне) становится внутренней (на низком (62,5%) и среднем (37,5%) уровнях с пограничными значениями 5 и 6). Среднее значение характеризует общую мотивацию выборки как внутреннюю мотивацию среднего уровня (динамика на +2,7).
Анализ результатов итогового эксперимента
Суммарный показатель уровня развития познавательной мотивации для выборки в целом свидетельствует о том, что данный тип мотивации развит на высоком уровне только у 2 учащихся (20%, динамика +10% по сравнению с результатами предыдущих экспериментов), у остальных учащихся познавательная мотивация находится на среднем (80%, прирост +60% и + 70% по сравнению с результатами формирующего и констатирующего эксперимента соответственно). Не осталось ни одного учащегося с низким уровнем познавательной мотивации.
Статистическая обработка полученных данных с помощью критерия Стьюдента подтверждает динамику изменений у учащихся выборки 1, 2, 3 мотивационных подтипов и познавательного типа мотивации в целом по сравнению с результатами констатирующего эксперимента (на 0,67; 0,34; 0,2 и 0,4 соответственно). Также подтверждается достоверность разницы в динамику изменений у учащихся выборки 1 и 3 мотивационных подтипов и познавательного типа мотивации в целом по сравнению с результатами формирующего эксперимента (на 0,6; 0,06 и 0,32 соответственно).
Это интересно:
Общее положение учебной программы. Структура учебной программы 1-4 классов
Общее среднее образование должно обеспечивать условия для интеллектуального, социального, морального и физического развития учащихся, воспитание гражданина-патриота, а в стратегическом плане — заложить базис для формирования демократического общества, признающего образованность, воспитанность, куль ...
Классификация категорий и групп подростков с осложненным поведением
Практически все педагоги сталкиваются в работе с подростками с трудностями, которые вызваны особенностями их поведения: неадекватность поступков, склонность к конфликтам, эмоциональная неустойчивость, резкие колебания самооценки, аффективные вспышки, гиперактивность, эгоизм и многие другие. Уже одн ...
Описание диагностики Н.И. Поливановой и И.В. Ривиной
Согласно Н.И. Поливановой и И.В. Ривиной одним из компонентов системного мышления является компонент “оперирование образами”. В их работе приведена диагностика сформированности системного мышления детей 6-9 лет на непредметном материале. Данная диагностика включает в себя методику “Повороты фигур”, ...