Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Таким образом, в психолого-педагогических исследованиях игра как таковая преимущественно рассматривается с точки зрения ее развивающего (физического, умственного, нравственного и эстетического) влияния. При этом главное внимание уделяется поискам такой формы педагогического воздействия на игру или организации игры, при которой достигается желаемый прогресс в развитии той или иной способности учащегося, что выражается в весьма разветвленной классификации игр, базирующейся на степени самостоятельности и творчества детей. В соответствии с данными критериями выделяются творческие (режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, с предметным материалом) игры и игры с правилами. К последним относятся дидактические и подвижные игры.
При изучении психолого-педагогической литературы нами не было найдено однозначно принятого определения дидактической игры. При этом наряду с данным термином в качестве синонимов также употребляются такие понятия, как "развивающие игры" и даже "интеллектуальные игры". Одни авторы считают, что дидактическими можно назвать любые игры, осуществляющиеся в процессе обучения . Другие определяют дидактическую игру как игровую деятельность, направленную на развитие познавательных способностей учащихся. Также существуют определения дидактической игры как одного из методов активного обучения, вида учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из (В. Н. Кругликов); как коллективной, целенаправленной учебная деятельности, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш; как активной учебной деятельности по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
"Дидактические игры относятся к "рубежным играм", представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают" (А. Н. Леонтьев). Такие игры не предоставляют способы ориентировки в готовом виде, а вызывают потребность в поиске, т. е. дают возможность для саморазвития субъекта; обеспечивают благоприятные возможности для реализации его способностей посредством овладения в доступной форме систематизированным человеческим опытом, что непосредственно отражается в компонентах содержания игры: в обучающей и собственно игровой задаче, в развитии игрового действия, в правилах игры и её предполагаемом результате.
Соединение в дидактической игре обучающей задачи с игровой формой, наличие готового содержания и правил даёт возможность педагогу более планомерно использовать дидактические игры как ценное средство воспитания умственной активности детей.
В концепциях российских исследователей в последнее время также отмечается тенденция к созданию и обоснованию серии развивающих дидактических игр, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительный процессов включенных в них субъектов, переносом сформированных у них умственных действий на новое содержание, отсутствием фиксированных правил и необходимостью выбора способов решения задачи. По мнению А. В. Менджерицкой, сущность таких дидактических игр заключается в том, что "дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, .преодолевая при этом определенные трудности", что повышает их интеллектуальную активность. Также в отечественной психолого-педагогической науке и практике дидактическая игра рассматривается как средство закрепления знаний, полученных на занятиях, как одна из форм обучения, как средство образовательной работы (А. И. Сорокина). Данный подход определяется задачами обучения школьников, предполагающими не только формирование у детей определенного объема знаний, но и научение использованию полученных сведений, развитие активности, самостоятельности мышления и иных общих познавательных способностей.
Дидактические игры классифицируются с учетом различных оснований. Например, они подразделяются: 1) по содержанию (математические, природоведческие, технологические и др.); 2) по дидактическому материалу: а) игры с предметами: манипуляции с предметами, которые на уроках технологии могут быть реализованы, например, при изучении (или повторении) темы "Столярные инструменты" (для мальчиков); б) настольно-печатные (игры с картинками ("пазлы", в которых предлагается собрать выкройку, чертеж детали и т.д.), "морской бой", "крестики-нолики"); в) словесные (кроссворды, шарады, ребусы, загадки, анаграммы и т.д., особенно эффективные при изучении (повторении) технологических терминов); г) интеллектуальные (игры, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности (типа "Своя игра", "Что? Где? Когда?" и т.д.); они особенно эффективно использующиеся на уроках технологии при итоговом повторении объемного блока учебного материала); д) сюжетно-ролевые и деловые (игры типа "Ремонтный цех", в которых каждый учащийся, выполняя индивидуальное задание (играя роль) является участником общего действия, отражающего профессиональную деятельность взрослых); е) игры-путешествия (при изучении тем, связанных с историей технологических процессов, материалов, инструментов и т.д.); ж) игры-упражнения, предполагающие задания типа "соотнеси понятия и картинки, определения и т.д."; "вставь недостающее слово"; "дополни схему" и пр.; з) игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу учащихся (такие игры чаще всего проводятся в самом начале урока и в конце занятия, при подведении его итогов; они настраивают школьников на учебный процесс, позволяют осуществить рефлексию). Выделяют и другие типы дидактических игр в зависимости от их цели и содержания.
Это интересно:
Методические рекомендации по проведению заключительного
инструктажа
Заключительный инструктаж обычно проводят в виде активной беседы. На нем очень важно подобрать верную тональность подведения итогов, где должно проявиться отсутствие личных пристрастий мастера - нет "любимчиков" и "аутсайдеров". Наиболее верным будет сдержанная похвала лучшим уч ...
Использование общих методов с целью музыкального воспитания
«Теория и методика музыкального образования» опирается на общую педагогику. При этом критерий выбора методов работы в контексте специфики музыкального образования зависит от особенностей содержания учебного материала (его сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей ...
Модель
психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения
старшеклассников
Учитывая нарастающие темпы преобразований в обществе, и, следуя очевидной логике Концепции модернизации российского образования, которая предполагает ориентацию образовательной системы на новое качество, возможно предположить, что педагогическая поддержка старшеклассников в профессиональном самоопр ...