Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Роль дидактической игры в образовательном процессе на уроках технологии и её психолого-педагогическая сущность

Педагогика и воспитание » Формирование мотивации учащихся на уроках технологии с использованием дидактических игр » Роль дидактической игры в образовательном процессе на уроках технологии и её психолого-педагогическая сущность

Страница 2

Таким образом, в психолого-педагогических исследованиях игра как таковая преимущественно рассматривается с точки зрения ее развивающего (физического, умственного, нравственного и эстетического) влияния. При этом главное внимание уделяется поискам такой формы педагогического воздействия на игру или организации игры, при которой достигается желаемый прогресс в развитии той или иной способности учащегося, что выражается в весьма разветвленной классификации игр, базирующейся на степени самостоятельности и творчества детей. В соответствии с данными критериями выделяются творческие (режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, с предметным материалом) игры и игры с правилами. К последним относятся дидактические и подвижные игры.

При изучении психолого-педагогической литературы нами не было найдено однозначно принятого определения дидактической игры. При этом наряду с данным термином в качестве синонимов также употребляются такие понятия, как "развивающие игры" и даже "интеллектуальные игры". Одни авторы считают, что дидактическими можно назвать любые игры, осуществляющиеся в процессе обучения . Другие определяют дидактическую игру как игровую деятельность, направленную на развитие познавательных способностей учащихся. Также существуют определения дидактической игры как одного из методов активного обучения, вида учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из (В. Н. Кругликов); как коллективной, целенаправленной учебная деятельности, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш; как активной учебной деятельности по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

"Дидактические игры относятся к "рубежным играм", представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают" (А. Н. Леонтьев). Такие игры не предоставляют способы ориентировки в готовом виде, а вызывают потребность в поиске, т. е. дают возможность для саморазвития субъекта; обеспечивают благоприятные возможности для реализации его способностей посредством овладения в доступной форме систематизированным человеческим опытом, что непосредственно отражается в компонентах содержания игры: в обучающей и собственно игровой задаче, в развитии игрового действия, в правилах игры и её предполагаемом результате.

Соединение в дидактической игре обучающей задачи с игровой формой, наличие готового содержания и правил даёт возможность педагогу более планомерно использовать дидактические игры как ценное средство воспитания умственной активности детей.

В концепциях российских исследователей в последнее время также отмечается тенденция к созданию и обоснованию серии развивающих дидактических игр, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительный процессов включенных в них субъектов, переносом сформированных у них умственных действий на новое содержание, отсутствием фиксированных правил и необходимостью выбора способов решения задачи. По мнению А. В. Менджерицкой, сущность таких дидактических игр заключается в том, что "дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, .преодолевая при этом определенные трудности", что повышает их интеллектуальную активность. Также в отечественной психолого-педагогической науке и практике дидактическая игра рассматривается как средство закрепления знаний, полученных на занятиях, как одна из форм обучения, как средство образовательной работы (А. И. Сорокина). Данный подход определяется задачами обучения школьников, предполагающими не только формирование у детей определенного объема знаний, но и научение использованию полученных сведений, развитие активности, самостоятельности мышления и иных общих познавательных способностей.

Дидактические игры классифицируются с учетом различных оснований. Например, они подразделяются: 1) по содержанию (математические, природоведческие, технологические и др.); 2) по дидактическому материалу: а) игры с предметами: манипуляции с предметами, которые на уроках технологии могут быть реализованы, например, при изучении (или повторении) темы "Столярные инструменты" (для мальчиков); б) настольно-печатные (игры с картинками ("пазлы", в которых предлагается собрать выкройку, чертеж детали и т.д.), "морской бой", "крестики-нолики"); в) словесные (кроссворды, шарады, ребусы, загадки, анаграммы и т.д., особенно эффективные при изучении (повторении) технологических терминов); г) интеллектуальные (игры, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности (типа "Своя игра", "Что? Где? Когда?" и т.д.); они особенно эффективно использующиеся на уроках технологии при итоговом повторении объемного блока учебного материала); д) сюжетно-ролевые и деловые (игры типа "Ремонтный цех", в которых каждый учащийся, выполняя индивидуальное задание (играя роль) является участником общего действия, отражающего профессиональную деятельность взрослых); е) игры-путешествия (при изучении тем, связанных с историей технологических процессов, материалов, инструментов и т.д.); ж) игры-упражнения, предполагающие задания типа "соотнеси понятия и картинки, определения и т.д."; "вставь недостающее слово"; "дополни схему" и пр.; з) игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу учащихся (такие игры чаще всего проводятся в самом начале урока и в конце занятия, при подведении его итогов; они настраивают школьников на учебный процесс, позволяют осуществить рефлексию). Выделяют и другие типы дидактических игр в зависимости от их цели и содержания.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Роль и место внеклассной работы в процессе обучения математике
Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны, на так называемого «среднего» ученика. Однако уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал ...

Содержание внеклассной работы
Традиционная тематика внеклассных занятий ограничивалась обычно рассмотрением таких вопросов, которые хотя и выходили за рамки официальной программы, но имели много точек соприкосновения с рассматриваемыми в ней вопросами. Так, например, при изучении в 6 классе признаков делимости натуральных чисел ...

Проблема развития мышления в процессе обучения
Проблема развития мышления в разные времена рассматривалась различными психологами. Современная психологическая наука понимает мышление как высший познавательный процесс. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой дей ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru