Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Любая деятельность, в том числе и учебная, состоит из трёх частей: ориентировочно-мотивационной, операционально-исполнительской и рефлексивно-оценочной. Первая из названых частей, т. е. мотив, всегда рассматривается как основа деятельности; отсутствие её превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, необходимые для себя. Поэтому мотивирование является одной из наиболее сложных структур личности, а формирование мотивов рассматривается как основа её самоорганизации. Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей.
Проблеме мотивации учения уделяется пристальное внимание в отечественной и зарубежной педагогической психологии. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Методологической основой изучения данной проблемы являются положения деятельностной теории о психологическом содержании, назначении, механизме образования и функционирования мотивов как структурного элемента деятельности учения, складывающегося в процессе ее осуществления.
В психолого-педагогической литературе до сих пор не существует однозначно принятого определения термина "учебная мотивация". При этом наряду с ним в качестве синонимов также используются термины "мотивация учения", "мотивация деятельности учения", "мотивационная сфера ученика". В первом случае, эти термины обозначают всю совокупность мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (А. К. Маркова); во втором — сложную систему мотивов (В. Я. Ляудис, М. В. Матюхина, Н. Ф. Талызина).
Обратимся к толкованию ключевых понятий данного исследования: "учебная мотивация" и "учебный мотив". В самом общем плане под мотивом подразумевается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению; сложное психологическое образование, побуждающее человека к сознательной деятельности и действиям и служащее для них основанием. В психолого-педагогических исследованиях мотивом именуются самые различные психологические феномены: представления и идеи, чувства и переживания (Л. И. Божович), предметы внешнего мира (А. Н. Леонтьев), установки (А. Маслоу) и т.д.
В свою очередь под учебным мотивом может пониматься направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. По определению Л. И. Божович, "мотив учебной деятельности — это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой". А. К. Маркова предлагает определение учебного мотива, которое отражает специфику последнего: "Мотив — это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней". Соответственно, могут выделяться познавательные мотивы (те, которые связаны с направленностью на содержание учения), и мотивы социальные (связанные с социальными взаимодействиями школьника с другими людьми, с общением учеников друг с другом и учителями). Также различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это может и не побуждать его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Также М. В. Матюхина предлагает характеризовать мотивы по двум основным линиям (критериям): содержанию (направленности) и состоянию (уровню сформированности). Состояние, в свою очередь, характеризуется мерой осознанности мотивов, пониманием их значимости, мерой действенности мотива.
Термин "мотивация" представляет более широкое понятие, чем термин "мотив". Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Также мотивацией может называться сложная иерархизированная динамическая система побудителей, включающая потребности, мотивы, цели — своеобразная психическая деятельность, организующая и направляющая активность субъекта на удовлетворение его потребностей — достижения цели. Кроме того, в научной литературе мотивация рассматривается как сложный механизм, который регулирует соотнесение личностью внешних и внутренних факторов поведения. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной, т. е. одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.
Это интересно:
О возможностях переноса диагностики “оперирование образами” на
алгебраический материал
Задача данной главы поставить ряд вопросов к разработке диагностики “оперирование образами” на алгебраическом материале. У нас есть предположение, что дети не могут пользоваться формулами, например, сокращенного умножения, или выделять полный квадрат, потому что у них не построен образ соответствую ...
Методические рекомендации по реализации проблемного обучения на кружковых
занятиях в 5 классе
В качестве одной из главных целей, которые мы ставили перед собой в данной работе, являлась разработка занятий для проведения кружка математики в 5 классе с использованием метода проблемного обучения. Данная возрастная категория выбрана не случайно, так как в 5 классе учатся дети 11-12 лет. Это пер ...
Теоретическое обоснование методики исследования
нарушения письма у учащихся младших классов речевой школы
При разработке методики констатирующего эксперимента в ее основу было вложено: Понимание письма как сложной формы речевой деятельности многоуровневого процесса. Современное понимание психофизиологического содержания процесса письма. Для построения методики исследования нарушений письма у учащихся м ...