Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование светской парадигмы образования

Страница 2

Универсальная система норм деятельности имеет свою квалификацию и типологию, в том числе по признаку обобщенности, которая соответствует уровню социальной общности. Культура деятельности субъекта включает в себя освоение норм разных уровней социальных общностей (нормы конкретного общества, регионально-этнической общности, нации, человечества) и их диалектическое взаимодействие, иначе результат будет безкультурным. Следовательно, для реализации указанной культуры необходимо было включить в ценности и содержание образования данную норму культуры.

Третья модель светской парадигмы – образование как формирование культуры универсального мышления (универсальной интеллектуальной деятельности)

Промышленный век абсолютизировал рациональность в структуре сознания, представил разум в качестве сущности человека. Рациональность промышленного века ушла от сакрализованной рациональности религии, вкладывая в божественность человека новый смысл – обожание разума. Благодаря разуму человек стал уподобляться божественному существу.

“Возрастающая интеллектуализация и рационализация означает, что принципиально нет никаких таинственных, не поддающихся учету сил, которые здесь действуют, что напротив, всеми вещами в принципе можно овладеть путем расчета. Это означает, что мир расколдован. Больше не нужно прибегать к магическим средствам, чтобы склонить на свою сторону или подчинить себе духов, как это делал дикарь. Теперь все делается с помощью технических средств и расчета. Вот это и есть интеллектуализация”.

Основой культуры универсальной интеллектуальной деятельности являются законы логики и формально-логические приемы мышления, которые имеет установку на абстрагирование объекта от конкретно-социальной специфики его существования, его схематизацию. Интеллект, мозг, способности его функционирования по правилам логики, становится целью образования, а не сам человек. Целостность человека заменяется совокупностью его функций. “Человек как цель образования был потерян”.

Таким образом, образование потеряло свою функцию адаптации к конкретной социальной общности, а значит ответ на вопрос каков же ответственный результат института образования. Формальное образование занималось подготовкой к специализированной профессиональной деятельности, неформальное образование существовало за пределами стен учебного заведения. В связи с этим, возник вопрос, где происходит формирование человека и кто за это отвечает. Неспособность институционального образования адекватно отреагировать на сложившуюся ситуацию привела в дальнейшем к кризису.

Современное образование: образование как процесс учения.

В современном образовании продолжают существовать упомянутые выше три модели светского образования. Знаниевая модель легла в основу идеала образования как формирование научной картины мира, деятельностная модель образования - как формирование профессиональной культуры, мыслеразвивающая модель - образования как формирование методологической культуры субъектного мышления. При этом исчезла установка на универсальность и всеобъемлемость.

В XX веке институциональное образование нередко становится фактором политико-идеологическим и испытывает на себе диктат государства, исполняя политический заказ. Зачастую система образования не реализует общественный заказ и интересы. Целью образования провозглашается передача знаний, но не объясняется сути такого положения дел. Субстанцией системы образования оказывается учение. Причем не формируется чему, зачем, как, до каких пор учить. Современное образование фрагментарно: “больше знаний – но в определенных науках, больше профессионализма – но во все более узкоспециализированных областях, больше умения оперирования мышлением – но в чисто логико-методологических схемах”.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Методические рекомендации
I. Определение величины нагрузки. По дыханию: В первые четыре года обучения, при выполнении упражнений, допустима такая нагрузка при которой присутствует одышка, но ребенок способен дышать в ритме четыре шага вдох и четыре шага выдох. В среднем звене предельная по дыханию нагрузка-ритм четыре-четыр ...

Трудности овладения грамматической стороной речи на иностранном языке
Даже после продолжительной отработки некоторые учащиеся не могут узнать или вспомнить форму того или иного времени, способа образования сравнительной степени прилагательных и т.д. Трудно проанализировать все причины, лежащие в основе подобного состояния знаний, но в каких-то ситуациях причина кроет ...

Особенности содержания предмета "Русский язык" в начальной школе
Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживающим людей в их общении между собой, и, наконец, в-третьих, средством выражения чувств ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru