Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника.
Переход на предпрофильное и профильное обучение актуализировал необходимость проведения специальной работы, направленной на оказание учащимся и родителям помощи в определении дальнейшего образовательного маршрута с учетом индивидуальных способностей и возможностей.
К концу девятого класса выпускник должен сделать определенный выбор. Существует два способа выбора. Первый способ - "проб и ошибок". Когда ученик выбирает профиль обучения или учебное заведение вслепую. И второй способ - когда ученик, изучив самого себя, овладев технологическими знаниями и умениями в 5-9 классах на уроках технологии, ознакомившись с миром профессий, осознанно и самостоятельно делает этот выбор.
Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они делают этот выбор под действием случайных факторов (например, за компанию, по совету взрослых или друзей). При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.
Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что подростки не готовы самостоятельно, сознательно выстраивать своё будущее. Причиной этого является недостаточные знания о конкретных особенностях каждого вида деятельности, низкая мотивация к этой проблеме, неумение соотнести свои желания с реальными способностями и возможностями.
Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его.
Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная и постоянная забота.
В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.
Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки.
По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления.
Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию.
Это интересно:
Логика и интуиция при изучении двойного интеграла в педагогическом вузе
Важное условие обеспечения способности мышления к опосредованному отражению действительности – использование дедукции и умозаключений, на основе которых можно получать новые знания. Отличительной особенностью логического мышления является то, что оно от истинных посылок всегда приводит к истинному ...
Индивидуальный подход к обучению на уроках «Окружающий мир»
Индивидуальный подход к обучению на уроках «Окружающий мир» предполагает организацию учебной деятельности в соответствии с особенностями и возможностями, уровнем развития младшего школьника. При определении понятия «индивидуальный подход» А.А. Бударный и Е.С. Рабунский ограничиваются учетом особенн ...
Технологии организации и проведения детского праздника на примере конкурса
юных принцесс «Азота-2011» Пермский край, г. Березники
Конкурс юных принцесс «Азота» - мероприятие, которое носит корпоративный статус и относится к мероприятиям социального заказа. Конкурс стал традиционным и прошел уже в шестой раз. Согласно «Положения о Конкурсе» в нем принимают участие дети (девочки) сотрудников предприятия и его дочерних организац ...