Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.
При организации информационно-аналитической деятельности необходимо соблюдение ряда принципов:
индивидуализации получаемой информации о продвижении личности по образовательной траектории и достижению ею определенных этапов в соответствии с индивидуальными возможностями;
полноты и интегрального анализа информации;
открытости проводимых измерений образовательного процесса и особенностей его субъектов;
непрерывности и динамичности получения анализа информации и действенности его использования;
экономичности используемой информации.
Проблемно-ориентированный анализ методической деятельности должен выявить как проблемы отдельных педагогов (Я.С. Турбовской), так и проблемы в учреждении образования в целом (М.М. Поташник, В.С. Лазарев), решение которых позволит повысить результаты его работы
Этапы осуществления проблемно-ориентированного анализа.
1. Педагогический анализ информации — это выявление факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на образовательный процесс.
Основные этапы деятельности руководителя методической службы по анализу достигнутых результатов могут быть представлены в следующей последовательности:
определение предмета анализа (сбор информации, классификация ее по блокам, определение цели анализа собранной информации, оценка информации с количественных и качественных позиций);
структурно-функциональное описание предмета анализа;
анализ причинно-следственных связей (явление — причина — условие — результат);
установление факта достижения цели, подготовка итоговых материалов.
В процессе анализа должны быть получены ответы на вопросы:
является ли результат на выходе положительным; если нет, то почему;
какие факторы препятствуют достижению более высоких результатов;
что нужно изменить в содержании и технологиях учебно-воспитательного процесса, его организации, кадровом потенциале, материально-технической базе и др. условиях, чтобы достигнуть поставленной цели.
Схема проблемно-ориентированного анализа
Условия
Направление анализа
Реализация этой схемы предусматривает три этапа анализа:
анализ результатов;
анализ учебно-воспитательного процесса;
анализ условий.
Анализ результатов. Необходимо оценить достигнутые результаты с помощью количественных и качественных показателей; учесть изменения в социальном заказе и на основании этого сформировать образ желаемого результата, сравнить его с имеющимся и сделать соответствующие выводы.
Анализ учебно-воспитательного процесса. Необходимо понять причины того, что полученные результаты в действительности не соответствуют желаемым.
На выходе этого этапа должны быть сделаны следующие выводы двух типов:
отсутствие на сегодняшний день необходимых мер (например, требуется создание методических рекомендаций по освоению новых образовательных, досуговых, оздоровительных и т.д. программ);
что делается не так, как нужно (например, в некоторых программах оставляет желать лучшего содержание, в отдельных случаях методика преподавания не обеспечивает удовлетворительного уровня ЗУН (знания, умения, навыки), между определенными программами должны быть установлены необходимые, но в данный момент отсутствующие связи).
Анализ условий. Необходимо детально изучить препятствия, которые могут появиться на пути изменения содержания, технологии и организации учебно-воспитательного процесса (например, желание руководства ввести новые направления деятельности может сталкиваться с отсутствием нужных преподавателей, соответствующего программно-методического обеспечения и материально-технической базы).
Это интересно:
Контроль и тестирование
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения учащихся в активную творческую деятельность. Эта цель в первую очередь связана с опре ...
Досуг как сфера коррекционной деятельности
Альтернативность, инвариантность современной социокультурной среды представляет собой широкое поле для проявления инициативы, самостоятельности, творчества, самоутверждения человека, свободы его социального поведения. Социально-культурная деятельность в сфере досуга характеризуется многообразием за ...
Математический вечер, как одна из форм внеклассной работы
по математике
Математические вечера вызывают большой интерес у учащихся. Они обычно являются заключительным этапом при проведении тематической недели. Хотя может проводиться и как самостоятельная разновидность внеклассной работы. В школе наиболее удобно проводить математические вечера для учащихся параллельных к ...