Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В дипломной работе изучены социально-психологические особенности многодетных семей, особенности детско-родительских отношений, выделены приоритетные проблемы и пути их решения.
Обобщив опыт работы социального педагога по проблеме многодетной семьи, а также изучив нормативно-правовую базу по вопросам поддержки многодетных семей, мы разработали и апробировали комплексную программу сопровождения многодетных семей.
Программа была апробирована на базе средней общеобразовательной школы № 113 и показала, что в ходе ее реализации улучшилась успеваемость у детей «группы риска», а так же в ходе работы с родителями часть их проявила заинтересованность в школьной и общественной жизни своих детей, улучшились внутрисемейные отношения.
Итоговым результатом явилось снижение показателей социального неблагополучия в части семей, а так же повышение родительского интереса к взаимодействию с социальным педагогом и совместной работе над устранением внутрисемейных проблем. Что и подтвердило поставленную перед исследованием гипотезу: социально-педагогическая помощь многодетной семье будет намного эффективнее, если будут учтены и реализованы следующие условия:
своевременная диагностика внутрисемейных отношений, осмысление основных проблем многодетных семей
изучение личности подростка многодетной семьи
исследование социализирующих возможностей образовательного учреждения при поддержки многодетных семей
определены меры социально-педагогической помощи многодетным семьям
усилена систематическая государственная поддержка данной категории семьи.
Обобщая, можно сказать, что поставленная цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза исследования подтвердилась.
Работа не претендует на исчерпывающий анализ проблемы. В качестве перспективных направлений исследования можно выделить:
проведение научно-исследовательской работы по разделению понятий «многодетная семья» и «малообеспеченная семья»;
сравнение особенностей детско-родительских отношений в однодетной и многодетной семье;
разработку мероприятий для повышения социального статуса, имиджа многодетных семей, как на школьном, так и на городском уровне.
Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания
№ п/п |
Показатели семьи |
Баллы |
1. |
Состав семьи | |
мать, отец, дедушка, бабушка |
5 | |
только мать и отец |
4 | |
мать и отчим, отец и мачеха |
3 | |
одна мать, один отец |
2 | |
нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники |
1 | |
2. |
Санитарно-жилищные условия семьи | |
благоустроенная отдельная квартира |
5 | |
квартира с родителями супруга(и) |
4 | |
более одной комнаты в коммунальной квартире. с удобствами |
3 | |
комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами |
2 | |
комната в общежитии, в бараке без удобств |
1 | |
3. |
Доход семьи | |
могут практически ни в чем себе не отказывать |
5 | |
денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг |
4 | |
на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности |
3 | |
живут от зарплаты до зарплаты |
2 | |
денег до зарплаты не хватает |
1 | |
4. |
Педагогический стиль семьи | |
постоянная поддержка, разумная требовательность, к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия |
5 | |
слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость |
4 | |
первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям |
3 | |
равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни |
2 | |
напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям |
1 | |
5. |
Уровень социального здоровья семьи | |
атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви |
5 | |
здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» |
4 | |
в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке |
3 | |
судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов |
2 | |
стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение |
1 | |
6 |
Ценность детей в семье | |
дети - главная ценность в семье |
5 | |
дети - равнозначимая ценность наряду с супружеством |
4 | |
дети дополняют супружеские отношения |
3 | |
дети - элемент социального статуса: «как у всех» |
2 | |
дети - обуза, доставляют много дополнительных забот беспокойства |
1 | |
7 |
Отношения семьи со школой | |
высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка |
5 | |
обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях |
4 | |
интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери |
3 | |
критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний |
2 | |
отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы (в целях эксплуатации его труда, по другим причинам) |
1 |
Это интересно:
Методика
проведения занятий по развитию образной речи в старшей группе
Кто нарисован на картинке? - спрашивает воспитательница. Девочка и утки, - отвечают дошкольники. Что делает девочка? Кормит уток. А что вы еще видите на картинке? Тут зависает безразмерная пауза. Воспитательница хочет многого: связной речи полными предложениями, образности, подробного, полного опис ...
Анализ содержания учебного материала по географии в 6 классе,
способствующего развитию критического мышления школьников
Анализируя книгу Ф. С. Шлехти «Школа для XXI века», можно вычленить следующее качество личности, которым должен овладеть выпускник школы: Самостоятельно критически мыслить (выделено автором), уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы, и, используя современные технологии, искать ...
Современные психологические
исследования проблемы педагогического самосознания
Сущность профессионального самосознания педагога заключается в осознании будущим учителем себя в системе собственной личности, педагогической деятельности и профессионально-педагогического общения. В настоящее время современные психологические и педагогические исследования по проблеме педагогическо ...