Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Семья воздействует на социализацию детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между всеми ее членами.
А.Н. Аверин дополняет эту классификацию следующими функциями:
1. Сексуальная – удовлетворение сексуальных потребностей супругов, социальный контроль и регулирование сексуальных отношений.
2. Функция социального контроля – контролирует поведение членов семьи, ответственность и обязанность родителей перед детьми, применяются санкции за нарушение норм в общественной жизни и семейных отношениях.
3. Функция общения – общение в семье, духовное взаимообогащение ее членов.
4. Досуговая функция – организация досуга, удовлетворение потребностей членов семьи в совместном проведении досуга, контроль в сфере досуга.
5. Эмоциональная функция. Для каждого человека семья выполняет эмоциональную функцию, защищающую человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка – все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной нестабильной жизни.
6. Социально-статусная функция – предоставление членам семьи социального статуса, удовлетворение их потребностей в социальном продвижении.
7.Защитная функция – физическая, экономическая и психологическая защита членов семьи, создание им социальной безопасности.
Если в многодетной семье эмоционально-устойчивый климат и выполняются все функции, такая семья является функциональной. Если же в семье происходят постоянные конфликты и не выполняются основные функции – это дисфункциональная семья.
Таблица 1
Дисфункциональная семья |
Функциональная семья |
1. отрицание проблем и поддержание иллюзий 2. вакуум интимности 3. «замороженность» правил и ролей 4. конфликтность во взаимоотношениях 5. недифференцированность «я» каждого члена 6. границы личности либо смешаны, либо разделены невидимой стеной 7. все скрывают секреты семьи и поддерживают фасады псевдоблагополучия 8. закрытость системы 9. абсолютизирование воли, контроля |
1. проблемы признаются и решаются 2. поощряются свободы (мысли, восприятия и тд.) 3. каждый член семьи имеет свою уникальную ценность 4. члены семьи умеют удовлетворять свои потребности 5. родители делают то, что говорят 6. ролевые функции выбираются, а не навязываются 7. в семье есть место развлечениям 8. ошибки прощаются, на них учатся 9. гибкость всех семейных правил, законов, возможности их обсуждения |
Итак, существует множество классификаций семейных функций. Несомненно, все они очень важны для успешной социализации членов семьи и устойчивых внутрисемейных отношений. Основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности.
Опираясь на мнение ученых, мы разделяем точку зрения авторов, выделяющих такие функции для многодетной семьи как: экономическая, репродуктивная, защитная, хозяйственно - экономическая, воспитательная, рекреационная, коммуникативная, социализации, сексуальная, социального контроля, общения, досуговая, эмоциональная, социально-статусная, защитная. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость. Многодетная семья может быть благополучной, только если она является функциональной. Выполнения семейных функций является важным условием существования семьи.
Это интересно:
Принцип приоритета личностного развития
Процесс личностного развития ребенка рассматривается как ведущее звено образовательного процесса. Обучение выступает лишь как средство развития личности, а не как самостоятельная цель (в традиционной системе обучения и воспитания приоритет, хотим мы этого или не хотим, отдается процессу приобретени ...
Задержка психического развития
С точки зрения нарушения познавательной деятельности можно выделить следующие основные формы аномального психического развития: умственная отсталость – стойкие нарушения психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познават ...
Понятие образовательный процесс
Согласно статьи 22 закона Укарины 11 июня 2001 року №2628 «Про дошкільну освіту» базовый компонент дошкольного образования – государственный стандарт, который содержит нормы и положения который определяют государственные требования к у ровню развития дошкольного возраста, а так же условия согласно ...