Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Константин Николаевич Вентцель принадлежит к той категории ученых, которые мало известны сегодня среди широкой педагогической общественности. Причин тому много, но главная из них состоит в том, что с приходом новой власти в 1917 году, он не отказался от своих прежних взглядов, а как бы ушел из активной педагогической деятельности. Но, близкие ему люди, - теоретики и практики педагогики знали, что его творческая жизнь продолжается: он пишет статьи, которые с середины 20-х годов нигде не публикуются, ведет дневник, готовит к публикации автобиографию. Педагогические труды, общественная деятельность и учительская практика К.Н. Вентцеля были значительным событием в истории педагогической науки в России.
Константин Николаевич Вентцель родился 7 декабря 1857 года в Петербурге, в семье чиновника канцелярии Петербургского военного генерал-губернатора. В 1875 году окончил Виленское реальное училище, поступил в Петербургский технологический институт. Затем учился на юридическом факультете Петербургского университета, в институте инженеров путей сообщения, который оставил через год. В школьные и студенческие годы увлекался поэзией, сам писал стихи, занимался музыкой, изучал философские труды великих ученых. Эти годы были временем духовного поиска своего призвания для педагога.
Тогда же он сформулировал цель своей жизни: "…главная жизненная задача, - как довести и сохранить до глубокой старости свою способность действовать и жертвовать собой для бедного, несчастного, обездоленного люда".
В это время происходило активное формирование его философских воззрений под влиянием сочинений Ч. Дарвина, А. Смита, Г. Спенсера, Ж.Ж. Руссо и др. В начале 80-х годов XIX века К.Н. Вентцель примкнул к университетской среде революционно-настроенной молодежи, что повлекло за собой его арест в 1885 году. Находясь в тюрьме, К.Н. Вентцель с большим интересом перечитывал сочинения Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, вел переписку И.И. Поповым по вопросам нравственности и нравственного воспитания.
С 1891 г.К.Н. Вентцель работал в Москве редактором журнала "Известия Московской Городской Думы", корректировал журнал "Вестник воспитания", где в 1896 г. Была опубликована его первая педагогическая статья "Основные задачи нравственного воспитания" С 1901 г. Он участвовал в деятельности педагогического и психологического общества при Московском университете, и председательствовал на заседаниях двух комиссий по нравственному воспитанию и по вопросам организации семейных школ, разрабатывал программу по моральному становлению личности ребенка.
В начале XX века, К.Н. Вентцелем была выдвинута идея создания "Дома Свободного Ребенка", что явилось результатом индивидуального педагогического творчества, влияния взглядов Ж.Ж. Руссо, Л.Н. толстого о свободе в воспитании, гуманистических положений передовой педагогической мысли Запада и России конца XIX - начала XX века; о признании прав ребенка на свободное индивидуальное развитие, важности самовоспитания, детского самоуправления, связи воспитания и обучения с трудом и жизнью детей.
К.Н. Вентцель участвовал в забастовках 1905 года, но принимал революцию своеобразно: считал, что главное в ней - это освобождение свободной творческой личности и соблюдение интересов индивидуальности каждого человека. Он пишет статью с обоснованием своей общественно-педагогической позиции "Революция и требование нравственности", но опубликовать ее в то время не смог.
После революции 1905 года в педагогической науке появились новые веяния.К.Н. Вентцель и его соратники предложили совершенно новые подходы к воспитанию юношей и девушек. Они направили все свои усилия на преодоление официальной педагогики, постепенно терявшей свои сложившиеся традиции и устоявшиеся принципы. После трагических событий 1905 года в России, К.Н. Вентцель думал об эволюционном развитии страны, в строительстве которой активное участие примут свободные люди. Не случайно в основу теории свободного воспитания был положен принцип гуманности.
Теоретическое осмысление процесса воспитания предшествовало созданию "Дома Свободного Ребенка", где практически осуществлялись идеи свободного формирования личности маленького человека. В октябре 1906 года состоялось открытие "Дома…" Действовал он недолго, - до 1909 года, но его основные цели осуществлялись еще до 1917 года в кружке совместного воспитания и образования детей.
В последующие годы после закрытия "Дома Свободного Ребенка", К.Н. Вентцель работал много и продуктивно. Он публикует следующие книги: "Борьба за свободную школу" (1907 г.), "Как создать свободную школу" (1908 г), "Принцип авторитета и его значение в жизни и семейном воспитании" (1909 г.), "Этика и педагогика творческой личности" (1911-1912 гг.) и другие педагогические труды.
Это интересно:
Закономерности формирования двигательных навыков
Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин. Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике движения есть сходство (нап ...
Понятие и особенности педагогического конфликта
Педагогическое общение представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия. Причем линии общения находятся в постоянном взаимодействии, пересекаются, взаимопроникают и т.п. В педагогической деятельности коллективность общения не просто коммуникативный фон деятельности, ...
Синдром гиперактивности с нарушением внимания. Основные
проявления и причины возникновения
Синдром дефицита внимания/гиперактивности - дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации ...